Старые машины - под пресс

   
   

ИЗВЕСТНО, что умирающие слоны, ведомые древними инстинктами, уходят отдавать Богу душу в строго определенные места, на так называемые слоновьи кладбища. У автомобилей никаких инстинктов нет, им приходится довольствоваться разумом владельца. К сожалению, чаще всего случается так, что у владельцев машин нет ни разума, ни инстинктов, и они бросают умирающие автомобили где попало, наплевав на опыт слонов и своих западных коллег.

Приезжий лом

МЕЖДУ ТЕМ проблема брошенных автомобилей считается очень серьезной. Особенно для Подмосковья, ставшего в последнее время своеобразным и очень обширным кладбищем отработавших свой срок машин. Причем машин преимущественно московского происхождения - по информации Министерства транспорта Московской области, около 80% брошенных автомобилей принадлежат москвичам.

"Жители Подмосковья мусорили бы не меньше, - говорит первый замминистра транспорта МО Андрей Кокурин. - Дело в том, что москвичи все же богаче и имеют возможность менять автомобили чаще, чем жители области, которые выжимают из своих машин все, что можно, и бросают их лишь в самой крайней степени изношенности. Впрочем, в этой ситуации все хороши - одни засоряют разлагающимися автомобилями ближнее и среднее Подмосковье, другие своими древними рыдванами создают на дорогах опасные ситуации - около 30% ДТП по области происходит из-за старости и изношенности транспортных средств".

Здравый смысл подсказывает, что с брошенными машинами следует что-то делать, поскольку оставлять ржаветь и гнить 200 кг чугуна, 500 кг стали, 90 кг резины, 50 кг стекла и 25 кг краски с каждого автомобиля по меньшей мере бесхозяйственно. А если прибавить к этому разлагающиеся аккумуляторы со свинцом и щелочными электролитами, то и вовсе преступно, особенно с точки зрения экологии.

Задача по утилизации автомобилей, или, по-научному, авторециклинга, была поставлена перед Министерством транспорта более чем 3 года назад. Правительство МО приняло две программы по авторециклингу. Первая касается переработки автомобиля как такового, вторая специально разработана для утилизации свинецсодержащих аккумуляторов. Под это дело планируется создание 14 межрайонных и 58 районных пунктов по сбору металлолома, а также строительство четырех базовых утилизационных заводов. "Поскольку программа финансируется за счет инвесторов, точное место под строительство пока еще не выбрано, - говорит Андрей Кокурин. - Инвесторы тянутся поближе к МКАД и московским инфраструктурам. Мы со своей стороны настаиваем на среднем кольце области и географическом принципе север - юг, восток - запад. То есть, скорее всего, базовые заводы появятся в Рузском, Пушкинском, Чеховском и Ногинском районах. Но это только начало. Процесс утилизации, регулируемый государством, должен в самое ближайшее время превратиться в самостоятельную отрасль".

Принудутиль

ОЧЕВИДНО, что столь долгая подготовка программ вполне оправданна. Во всяком случае, чисто техническая сторона проработана умно, подробно и с расчетом на перспективу. Начало масштабной работы можно считать последним днем стихийного анархического бизнеса по приему у населения черного и цветного металла. Количество мелких фирмочек, проблемных с точки зрения законности и налогов, должно сократиться с нынешних 700 до нуля. Зато появится 7 тыс. официальных рабочих мест, налоговая база должна увеличиться примерно втрое, на 40% снизится загрязнение окружающей среды.

С другой стороны, перспективы возникновения и развития новой отрасли вовсе не настолько радужны, как это представляется на первый взгляд. Да, программа по сбору и утилизации брошенных автомобилей уже опробована на практике - в 2002 г. переработано 6 тыс. кузовов, в 2003 г. - 16 тыс., а в первое полугодие 2004 г. - 9 тыс. Но под программу еще не подведена соответствующая законодательная база. А по ныне существующему законодательству любое брошенное транспортное средство полагается в течение года держать на штрафной стоянке, искать его владельца и утилизировать только в том случае, если таковой не объявится. Таким образом, программа, даже идеальная технически, неминуемо будет опаздывать как минимум на год, в течение которого автолюбители накидают своих престарелых машин больше, чем заводы смогут переработать. К тому же, рассуждая здраво, автомобиль следует утилизировать в соответствии с выработанным ресурсом, то есть после 7-9 лет службы. Но такого случая, чтобы русский автолюбитель добровольно сдал под пресс еще бегающий автомобиль, придется ждать очень долго. И это положение вещей изменится только в том случае, если общая ситуация с авторынком приблизится к европейской. Хотя, может быть, автовладельцев привлечет то, что за сданный утиль будут платить. Будут платить и тем, кто притащит отдельные части брошенных авто: за аккумулятор - 400 руб., за 1 т кузовного металла - 1 тыс. руб.

Смотрите также: