Один из самых острых, болезненных вопросов, не раз поднимавшихся на недавно прошедшем Съезде народных депутатов и на продолжающейся сессии Верховного Совета СССР, - о внешней задолженности нашей страны. Как нам торговать дальше, когда мировые цены на нефть и другое сырье по-прежнему невысоки, а мы, к сожалению, пока мало что можем предложить взамен?
А ситуация развивается в очень неприятном для нас направлении. Несколько месяцев назад правительство Финляндии объявило о временном прекращении поставок в СССР: финский актив в торговле достиг планки, за которой кредиты уже не выдаются. Вслед за Финляндией о сокращении экспорта в Советский Союз объявила Венгрия. Что послужило тому причиной? Где искать выход из создавшегося положения? Об этом корреспондент "АиФ" И. МОРЖАРЕТТО попросил рассказать министра торговли ВНР Тамаша БЕКА, побывавшего на днях в Москве с деловым визитом.
- Товарищ министр, чем были вызваны эти меры?
- Я не знаю ни одного венгерского предприятия, которое не хотело бы торговать с Советским Союзом, напротив - большинство из них готово увеличить свой экспорт в вашу страну. Но сегодня венгерское правительство вынуждено применить чрезвычайно неприятные, я бы даже сказал - отвратительные меры по отношению к СССР. Мы делаем это крайне неохотно, но, к сожалению, иначе нельзя, потому что в данный момент мы имеем в торговле с вами актив в 366 млн. рублей.
По существу, вы превысили все возможные пределы кредита, а мы еще недостаточно богаты, чтобы заниматься благотворительностью. Я разговаривал недавно с одним из финских министров - такая же проблема существует и в советско-финских отношениях.
- Значит, в этом году мы уже не увидим на прилавках наших магазинов венгерских товаров, на улицах - новых автобусов "Икарус"...
- Почему же? Я вчера разговаривал с генеральным директором завода "Икарус", моим другом Андрашем Шемшеи, и он сказал мне, что с удовольствием бы увеличил экспорт автобусов в СССР. Но - нет встречных поставок. По договору вы должны поставить нам в этом году 10 тыс. "Лад" и 400 "Таврий", но до сих пор на эти машины мы не можем заключить контракты... Если бы мы эти автомобили получили, то и вопрос об автобусах, думаю, сдвинулся бы с мертвой точки. Пока же не могу не поделиться радостью - в минувшем месяце США купили у нас 450 "Икарусов". Это свидетельствует об их высоком классе, ведь Америка - родина автомобилестроения.
- Но "Икарусы", которые вы продаете США, странам Западной Европы, отличаются от тех, что возят наших пассажиров, по комфортабельности и многим другим характеристикам?
- Да, во многом. Это связано, во-первых, с ценой (каждый покупатель волен выбрать, что ему больше подходит), а во-вторых, я видел на ваших улицах новые "Москвичи", а вы нам по-прежнему предлагаете только старые...
- А какие товары хотели бы получать венгерские партнеры от советских?
- Нам нужны самые разные товары из Советского Союза. Я уже говорил об автомобилях. Мы с удовольствием покупали бы у вас спортивный инвентарь и бытовую технику, химические препараты и рыбные консервы, лес и пиломатериалы, телевизоры, морозильные камеры, велосипеды.
- А как сказалось на наших отношениях введение режима открытой границы в Закарпатье? Появились новые проблемы?
- Да, и немало. Мы уже имели опыт открытой границы с Австрией, но тут оказались совершенно не готовыми. Ежедневно к нам из советского Закарпатья приезжают 30 - 35 тыс. человек, а в приграничных селениях нет ни гостиниц, ни элементарных санитарных условий для приема такого количества людей. Для того чтобы ваши граждане могли купить все, что они хотят, мы выделили дополнительно товаров на миллионы форинтов. Но одного этого мало. Нужны встречные шаги. Очень помогло бы, если бы ваши контрольно-пропускные пункты работали не с 10 до 16, а круглосуточно и было бы их побольше - хотя бы десять. Сейчас же советские граждане вынуждены стоять сутками, чтобы попасть на венгерскую территорию, и домой они часто не могут уехать, потому что в 4 часа дня граница уже "на замке". Поэтому они вынуждены ночевать на вокзалах, в парках...
Но мы все-таки рады, что граница между нашими странами приоткрылась, и не хотим вводить никаких ограничительных мер. Мы - за то, чтобы всеми силами удовлетворять потребность советских граждан.
- В чем вы, товарищ министр, видите пути нормализации советско-венгерских торговых отношений?
- Теперь мы активно ищем торговых партнеров не только в столице, но и в республиках. Уже работают наши торговые представительства в Ленинграде, Тбилиси, Ужгороде. Но этого мало. Нам, конечно, хотелось бы иметь торгпредства в Прибалтийских республиках, но никак не получим разрешения на это в Москве.
Хотелось бы шире проводить маркетинговую деятельность, которая оправдывает себя во всем мире и только в наших странах не стала еще повседневной. Мы проводим раз в несколько лет пышные выставки, ярмарки, дни науки и техники... Конечно, очень приятно, что туда приходят члены Политбюро, пожимают руки, но в экономическом смысле большого толка от подобных мероприятий нет. Надо организовывать больше специализированных выставок, встреч специалистов, устанавливать непосредственные связи не между членами правительства, а между предприятиями, искать пути расширения экспортно-импортных операций.
- А как вы оцениваете наши успехи в этом направлении?
- Мне кажется, что лучше всего перестройка идет где-то наверху, а на конкретных предприятиях пока не чувствуется. В прошлом году в это время я был еще генеральным директором предприятия, и вместе с литовским объединением "Линас" мы пытались организовать совместное производство. Тогда ничего не вышло - дело застопорилось в Москве, где надо было утверждать каждый наш шаг. И сегодня ваши предприятия окружены административными барьерами. Существуют огромные сложности с командированием советских специалистов. На письма, телеграммы, звонки в ваши ведомства ответов нет. С вами очень трудно работать. Мне горько об этом говорить, но это так.
Мы ищем пути улучшения наших торговых отношений, но советская сторона упорно предлагает нам совершенно не то, что нам нужно. Переговоры ведутся уже на протяжении года и зашли в тупик, поэтому мы и вынуждены были сократить экспорт в Советский Союз на 10- 12%. Хотелось бы верить, что это - ненадолго.
- А какую страну вы могли бы привести в качестве надежного делового партнера?
- Наилучшие отношения у нас сложились в Австрией. С ней мы открыли границу, установили режим наибольшего благоприятствования в торговле, создали немало совместных предприятий. Австрийские вложения играют существенную роль в нашей экономике.
К 1992 г. Западная Европа будет функционировать как единый организм, и мы должны подготовиться к торговле с ней самым серьезным образом, решить за год-два вопросы, которые не решались десятилетиями. Возьмем, к примеру, очень важный - о стандартизации. Наши товары должны соответствовать международным стандартам. В рамках СЭВ мы в этом направлении последние сорок лет работали явно недостаточно. Мы даже не сумели стандартизовать простую бутылку для вина. Наши бутылки не принимают у вас, и наоборот. Мы закупаем телевизоры в СССР, но их сразу приходится переделывать как не соответствующие венгерским стандартам по безопасности. Чехословацкие разъемы и штепсельные вилки отличаются от венгерских и советских. В отношении унификации деталей для автомобилей тоже за 30 лет не удалось сделать ни малейшего шага вперед. Кроме того, в Западной Европе существует целый ряд стандартов, о которых мы просто ничего не знаем. Но если мы хотим с ними торговать, то должны выполнять их требования. Например, постельное белье и детская одежда должны изготавливаться только из негорючих материалов, а консервные банки - иметь тефлоновое покрытие.
- Итак, выход один, и искать его вместе...
- Конечно.