Недавно в нашей стране побывала американская делегация, в составе которой был главный редактор крупнейшего аграрного журнала "Фарм джорнэл" Лэйн Полмер. Он посетил целый ряд сельскохозяйственных предприятий в Краснодарском крае, на Украине и в Средней Азии. Публикуем ответы Л. Полмера на вопросы корреспондента газеты "Сельская жизнь".
- Каковы ваши впечатления от поездки?
- Очень приятные. Впервые я посетил СССР десять лет назад. Еще тогда я убедился, какая это красивая страна. А знаете, что больше всего меня поразило? Люди. Они так похожи на моих соотечественников! Я ходил по улицам, смотрел им в лица, и Мне казалось, что я дома, в Филадельфии. Вы удивлены: что тут особенного? Но из-за расстояний, которые разделяют наши страны, из-за того, что мы недостаточно часто встречаемся, может возникнуть ощущение, что наши народы не имеют ничего общего. Это не так. Я убедился, что всех тревожат одни и те же насущные проблемы, волнуют заботы о дне сегодняшнем и завтрашнем.
- Встретили ли вы в нашей стране что-то такое, чего не ожидали увидеть?
- Несомненно, сюрпризы были. Скажу о сельском хозяйстве: я не ожидал столь впечатляющего прогресса в развитии животноводства. Вспоминая то, что я видел десять лет назад, могу сказать, что вы совершили большой шаг вперед в улучшении поголовья скота. Не буду утверждать, что скот в Советском Союзе лучше, чем в США, но темпы роста его поголовья явно выше.
Вы гораздо шире практикуете искусственное воспроизводство. Во многих хозяйствах мы видели крупный рогатый скот лучших мировых пород, закупленный в Голландии, Канаде и других странах, знакомились с работами по его скрещиванию и размножению. На Кавказе, в Краснодарском крае нам показывали огромные стада, в которых животных невозможно было отличить друг от друга. Словно горошины в стручке, как мы говорим. А все потому, что у них один отец. Вот что дает искусственное воспроизводство.
И такое положение не только с крупным рогатым скотом, но и в свиноводстве. И здесь ваши темпы развития производят впечатление. Правда, я был несколько удивлен тем, что в продаже видел много толстого сала. Мне объяснили, что оно пользуется спросом. Тем не менее, так же как и у нас, в СССР растет спрос на бекон. Нас познакомили с работами по скрещиванию йоркширской породы свиней с местными. Думаю, что пройдет всего несколько лет и вы будете иметь бекон в больших количествах.
- Видели ли вы во время поездки что-то такое, что, по вашему мнению, стоило бы применить и в Соединенных Штатах?
- Прежде всего, не надо забывать, что мы уже кое-что позаимствовали. Я имею в виду сельскохозяйственные культуры, которые пришли из России. Например, люцерна и пшеница. Они стали играть очень важную роль в нашем сельском хозяйстве.
Что касается вопросов производства, то вы сумели добиться сочетания лучшего, что есть в мировой практике. Везде, куда бы ни приезжали, мы видели, что люди изучают специальную литературу, постоянно учатся. Они знают, что делается в области сельского хозяйства в Америке, в других странах, какие там ведутся разработки, исследования. И, кроме того, они ясно видят поставленные цели.
Мы были в Ташкенте, когда там проходил международный симпозиум по ирригации. Была развернута тематическая выставка. Ведь этой республике есть что показать по данной теме. И мы видели, как люди обсуждали проблемы. Это был самый настоящий международный обмен идеями. Вот этому у вас надо учиться.
- Что вы думаете об отношениях между нашими странами в аграрной области?
- В 1973 г. наши государства подписали договор о научном обмене. Первая группа ученых, в состав которой входил и я, приезжала сюда в 1975 г. Этот обмен продолжается и, мне думается, идет на хорошем уровне. В области сельского хозяйства мы имеем самые благоприятные возможности для развития отношений между нашими странами. Люди, работающие именно в этой области, не могут чувствовать себя противниками.
Если говорить конкретнее, мне думается, у наших ученых и специалистов есть важное и обширное поле совместной деятельности, например, в разработке и использовании биологических средств борьбы с насекомыми-вредителями. Есть и другие сферы, где мы могли бы объединить усилия.
Я верю в науку. Язык науки на международной арене помогает достигать взаимопонимания. Поэтому я считаю, что наши отношения в научной области надо всемерно развивать.
К сожалению; политическая ситуация сейчас весьма тревожна. И американский и советский народы понимают, что существует угроза мировой трагедии.
Я лично считаю, что один из путей к преодолению такого положения - больше узнавать друг о друге, открывать то, что нас объединяет, чаще встречаться, жить в атмосфере разрядки. Такой подход очень важен.
- Вы встречались с советскими людьми, бывали гостем в их домах. Как, на ваш взгляд, они живут?
- Я восторгаюсь вашими достижениями в этой сфере. Было бы неправильным механически сравнивать уровень жизни, доходы или цены здесь и в Америке. У нас слишком различны социальные системы. Пусть зарплата ваших рабочих и служащих меньше, чем у нас, но то, что обеспечивает государство трудящимся в социальной области, просто невозможно представить в США. Прежде чем сравнивать цены на продукты питания или вещи, надо сначала учесть все то, что ваше государство дает людям бесплатно.
По-моему, советские люди стали лучше питаться. А что касается снабжения продуктами, то у нас в США об этом бытует явно искаженное представление. По-видимому, некоторые мои соотечественники, приезжая в СССР, заходят в какой-нибудь магазин и по отдельному факту спешат составить картину в целом о стране. Мы же посетили много колхозов и совхозов, побывали в разных местах и видели, что качество производимых продуктов отменное. Нас познакомили с тем, какую роль в обеспечении продовольствием играет потребительская кооперация. Вспоминаю посещение отличного кооперативного магазина в Краснодаре: Обо всем этом я собираюсь написать целую серию статей в своем журнале.
Я навсегда сохраню в душе те чувства, которые испытал при посещении Пискаревского кладбища в Ленинграде, памятников павшим во многих других местах. Только увидев бесконечные списки имен погибших, выбитые на граните монументов, я понял, что следы войны глубоки и не могут быть забыты. Но советский народ счастлив, потому что он живет в мире. Люди трудятся, отдыхают, растят детей.