Ударим наводнением по... терроризму

   
   

КАК научиться выживать в условиях нестабильного мира ХХI века, детей, по идее, должны учить на специальном предмете - Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Но почему уроки эти идут уже не первое десятилетие, а наши школьники так и не знают, как себя вести в чрезвычайной ситуации?

СКОЛЬКО часов? Согласно требованию столичного Департамента образования, ОБЖ в Москве должны преподавать с 1-го по 11-й класс, по 36 часов в год. А вот у Министерства образования и науки РФ отношение неоднозначное. Даже были предложения отвести на него 1 час в неделю в 8-м классе. Кивая на "высшую инстанцию", директора 30% столичных школ вообще освободили расписание от этого предмета. А где-то хоть и стоит ОБЖ в расписании, его заменяют каким-нибудь домоводством или пением. Очень мало изобразительных материалов для уроков. Всего лишь нескольким школам-счастливчикам достался "Гоша" - аппарат, который учит делать массаж сердца и искусственное дыхание (его "рецепторы" выведены на монитор компьютера, который сигнализирует о состоянии "пациента", биении сердца, зрачковом эффекте).

КТО преподает? Только 650 педагогов (всего их должно быть, как школ в Москве, 1500) могут назвать себя профессионалами в ОБЖ. В основном преподавать берутся по совместительству математики и физики. Так, в школе N 1304 ОБЖ ведет учитель экономики, в N 813 - химии, в N 865 одно время вел физрук. Проблема преподавания заключается в специфике предмета, который должен рассказать обо всем понемножку. Учителям нужно разбираться в химии (химоружие и средства защиты), географии (наводнения, землетрясения и т. п.), психологии (интимные отношения и здоровье подростков) - всего около 12 дисциплин. Почему-то профессионалами во всех этих областях считают бывших военных. Но разве кто-то их учил правильно общаться с детьми? "Москва сможет выпустить преподавателей, прослушавших курс в Московском городском педуниверситете, только в следующем году, - комментирует Виктор Сюньков, председатель Научно-методического совета по безопасности жизнедеятельности Департамента образования. - Но придут ли эти выпускники в школы? Преподаватель ОБЖ получает в лучшем случае 5 тыс. руб.".

УЧЕБНИКИ? Сегодня столичные школьники учатся по книгам серии "Московский учебник". Нельзя не признать, что они содержат много новых, нужных тем. Но, например, Правила дорожного движения детям объясняют только во втором классе, хотя эти навыки необходимы уже дошкольникам. Прикладная физподготовка (9-й класс), медпомощь (7-8-й классы) оказались в хвосте учебника - как правило, эти разделы ученики пройти не успевают. Немало места посвящено "экзотизмам" вроде наводнений (11 стр.), цунами (15 стр.), землетрясений (16 стр.), извержений вулкана (17 стр.). Вряд ли Москва потонет в воде или лаве. А вот для сравнения: на терроризм в учебнике 7-го класса отведено только 10 страниц. А до 5-го класса о нем и вовсе ни одного упоминания! К сожалению, мы хорошо знаем, что эти проблемы касаются детей всех возрастов.

Не избавились новые учебники и от казенщины. Фраза вроде "Повышение устойчивости объекта достигается путем усиления наиболее слабых и уязвимых элементов и участков объекта" отобьет всякое желание читать книгу дальше. "От криминальных происшествий в Москве ежегодно страдают более 200 тыс. чел., от природных и техногенных - не более 100, - объясняет профессор кафедры безопасности Московского института открытого образования Сергей Петров. - Сочетание разделов, описывающих эти явления, в учебниках ОБЖ распределяется как 40 к 60. А должно быть - 90 к 10. И результаты неподготовленности московских школьников, которые вырастают во взрослых горожан, выражаются в статистике: смертность на дорогах в нашей стране в 4 раза выше, чем, например, в США". Но самый главный недостаток всех учебников по ОБЖ в том, что знания носят в них не практический (куда бежать, как себя вести, где прятаться), а теоретический (истоки проблемы, история процесса) характер.

На снимке: с помощью куклы Гоши можно научиться делать искусственное дыхание.

Смотрите также: