Примерное время чтения: 7 минут
252

Школа или здоровье?

Рабочий день московского школьника - 10-12 часов. Могут ли дети справиться с такими нагрузками? Наш собеседник - профессор Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН.

- Владислав Ремирович, действительно ли здоровье детей за последние 10-15 лет так ухудшилось, как о том говорят?

- Да, это так. Показатели физического развития нынешних детей по сравнению с теми, что росли 10-15 лет назад, существенным образом отличаются в худшую сторону. Если раньше мальчики и девочки созревали в 12 лет и 3 месяца, то нынешние дети - в 13 лет и 2 месяца. В принципе это укладывается в нормы, но были времена, когда развитие шло более гармонично. Всё это приводит к тому, что у нас увеличивается процент детей, не готовых к систематическому образованию.

Родители должны понимать, что для ребёнка 1 сентября - это не только праздник, но и колоссальный стресс. Даже если ему не будут задавать домашние задания, ставить отметки, будет прекрасная учительница, ребёнок впервые поймёт, что его могут и не любить. В семье он - самый необыкновенный, самый талантливый, а здесь он окажется одним из 25 в классе...

Потогонная система

ЕСЛИ ребёнок за последний год перенёс какие-либо серьёзные заболевания (гепатит, пиелонефрит, туберкулёз и другие), надо 10 раз подумать, отдавать ли его в школу, посоветоваться с участковым педиатром. 10 лет пробегут быстро, не успеете оглянуться. Что будет с его здоровьем? Несколько лет назад родители, опасаясь армии, отдавали детей в школу раньше. В итоге сегодня у нас есть школы, где за одной партой сидят 15- и 17-летние выпускники. При этом 15-летний по своему развитию может ещё отставать на полгода, а 17-летний - опережать, таким образом, разница между ними будет три-три с половиной года. Они все успешно закончат школу, поступят в вузы, но разница в показателях здоровья у 17- и 15-летних будет в полтора-два раза больше в пользу 17-летних. Так ребёнок расплачивается за то, что он справился с нагрузкой. Учителя призывают тянуться за сильными, а куда? Можно же и надорваться. Неврозы, гастриты - сплошь и рядом.

- До какого возраста можно записать ребёнка в школу?

- До 9 лет. В период от 6,5 до 7 лет очень многое изменяется в возможностях ребёнка, поэтому оптимальный вариант, чтобы на 1 сентября ребёнку было как минимум 6 с половиной лет.

- Стресс и болезни, которые дети получают, вызваны непосильными нагрузками или тем, что они идут в школу уже нездоровыми?

- Что касается нагрузки, у нас самый короткий учебный год - 180 учебных дней, а в некоторых странах - 230-240, но за это время мы даём колоссальное количество материала, который ребёнок должен усвоить. Педагоги сами бьют в набат: обучение стало потогонным. Сплошь и рядом проверяются скорость чтения, скорость счёта, а это не всякий выдержит. Многие из взрослых людей нервно реагируют на дефицит времени, когда надо в сжатые сроки что-то сделать. Дети в этом режиме находятся практически постоянно.

Да, многие уже идут в школу нездоровыми. А их сажают на колченогие стулья, которые не соответствуют параметрам ребёнка, у них мало физической активности, и существующие проблемы усугубляются.

- Что прежде всего страдает в школе?

- Зрение, осанка, появляются плоскостопие, заболевания верхних дыхательных путей, нервно-психические расстройства, проблемы с желудочно-кишечным трактом. В начальной школе у ребёнка может быть до двух из этих диагнозов, в старшей - уже 4.

- Школьная мебель действительно имеет такое значение в развитии плохой осанки? Некоторые предлагают использовать конторки...

- Всё должно делаться с умом. Ребёнка поставили за конторку, которая ему до подбородка, или посадили за парту, на которой он вынужден лежать... В идеале всё должно регулироваться. В школе должна висеть ростовая линеечка, на которой нанесена цветная маркировка. Ребёнок свой рост измерил, у него, например, жёлтая маркировка, и он знает, что парта, на которой жёлтый кружок, - для него.

- Такое где-нибудь есть?

- В хороших школах есть. У нас всё есть - и хорошее, и плохое. Хотя если нельзя достичь идеала, надо хотя бы делать посильные вещи: например, пересаживать детей в классе, особенно крайние ряды, чтобы ученик не сидел все 10 лет с одной стороны доски.

Сколько можно учиться?

- КАКИЕ документы регламентируют пребывание ребёнка в школе с медицинской точки зрения?

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Этот документ, являющийся обязательным для всех, есть в каждой школе. Ознакомиться с ним можно и на сайте Роспотребнадзора.

Родители при выборе школы должны обращать внимание не на то, есть ли там экономика, конная выездка и информатика с первого класса, а не практикует ли школа нулевые уроки, есть ли занятия физкультурой, как детей кормят, есть ли в середине учебного дня динамическая пауза, как оборудованы классы, спортзал...

- В "Гигиенических требованиях" указано время, которое ребёнок должен тратить на выполнение домашних заданий?

- Да. В первом классе в первом полугодии задавать не должны вообще, со второго полугодия на приготовление уроков должен уходить час времени, не более. Но это тоже условная цифра, потому что нормировать это сложно. В старших классах на подготовку домашних заданий по гигиеническим нормам отводится 3-3,5 часа. На деле же в Москве, например, у старшеклассника рабочий день может достигать 10-12 часов!

- Если родители понимают, что у ребёнка масса нулевых уроков, от которых он не может отказаться, не испортив отношения с учителями, куда им обращаться?

- В службу Роспотребнадзора - то, что раньше было санитарно-эпидемиологической службой, где есть специалисты, врачи, которые контролируют деятельность образовательных учреждений.

- Рассматривается ли вопрос о том, чтобы увеличить количество часов физкультуры в школах?

- Проблема материальная. Продекларировали третий урок физкультуры, все "за", но некому его вести. Ведь нельзя рассматривать урок физкультуры просто как "побегал-попрыгал". Урок физкультуры на каждом этапе жизни ребёнка должен его чему-то учить, что-то развивать. Классический пример: если ребёнок до 12-13 лет не научился плавать, потом научить его будет намного сложнее. Урок физкультуры должен быть, например, после урока математики, но не наоборот. Нет смысла ставить его и в понедельник, надо в середине недели, когда уже начинает накапливаться усталость.

- Что делать родителям, как помочь детям справиться с этой нагрузкой?

- Первое правило: ребёнок должен жить по режиму. Это действительно облегчает жизнь, потому что приводит к меньшим физиологическим затратам. Обязательно должен быть сон, прогулка. Правы те родители, которые загружают детей в плане внешкольного образования. Как только появляется свободное время, особенно в подростковом возрасте, сразу возникают соблазны. Мама должна видеть, как ребёнок справляется с нагрузкой: спит он после тренировки, нервозно реагирует на окружающих или у него есть ещё силы почитать. Но подумать о дополнительной физической активности надо обязательно. Плюс правильно кормить. Если вы даете ребёнку еду в школу, то не чипсы и орешки, а бутерброд с сыром, яблоко, банан, йогурт или творожный сырок. Выходные надо отдать ребёнку, активному отдыху с ним, не просиживанию перед телевизором, а прогуляться и т. п.

- Есть ли какие-то нормы для прогулок и сна?

- Да. В начальной школе ребёнок должен спать не меньше 10-11 часов, если ребёнок ослабленный, он может поспать и после школы. Старшеклассники должны спать не меньше 8 часов.

Нервно-психические реакции, которые лавинообразно нарастают в 12-13 лет, могут пройти сами, ребёнок их перерастёт благодаря внутренним резервам организма, но эти резервы небеспредельны. Конечно, большинство детей со школой справляется, но всё равно каждый платит за это свою цену.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно