148

Прогульщики поневоле

Зарубежные психологи считают, что если ребенок часто пропускает школьные занятия, то родителям следует обязательно вмешаться, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Зачастую причиной такой ситуации может быть не нежелание ученика идти в школу, а просто физическая невозможность. Например, пропуски занятий - обычное дело при гемофилии, и это является проблемой как для детей, так и для родителей.

Ключ, который поможет

"Я ОБЫЧНО старалась справиться с недомоганиями сына исключительно с медицинской точки зрения, - говорит мать шестиклассника, которому пришлось пропустить 12 дней за первые два месяца обучения из-за кровоизлияний в суставы. - Однако одолевать еще и домашние задания я не в силах. Для этого мне необходима помощь". Психологи считают, что чаще всего дети и родители не осознают необходимость помощи до тех пор, пока не разразится самый настоящий кризис.

Конечно, зная о заболевании ребенка, родители предполагают, что некоторые из занятий будут пропущены, но иногда ситуация заходит так далеко, что кажется непреодолимой. Специалисты, занимающиеся такими проблемами, предупреждают, что "ключом является общение". Они говорят родителям, что те должны поставить преподавателя в известность о возможных пропусках в самом начале учебного года, а не ждать, когда из-за болезни ребенок не сможет прийти на занятия. Именно тогда учитель, родители, ребенок совместно могут разработать план работы, чтобы школьник справлялся с классными работами, домашними заданиями.

Как наладить контакты

  • ОПРЕДЕЛИТЬ сотрудника, с которым родители будут поддерживать контакт. Если ребенок учится в младших классах, лучше всего общаться с учителем начальных классов, хотя иногда есть смысл обратиться к школьному психологу либо руководителю группы продленного дня. В средних и старших классах, когда число преподавателей достигает более 5 человек, оптимальный диалог получится с классным руководителем, который сможет объяснить проблему остальным учителям и родителям.

  • Встретиться с преподавательским составом и родителями других учеников. Непосредственное общение - лучшее начало учебного года. Договоритесь о встрече заранее, чтобы ваш собеседник не торопился и внимательно выслушал вас.

  • Оцените предыдущий школьный опыт вашего ребенка. Расскажите о советах предыдущих педагогов, принесите записи и комментарии, если таковые у вас имеются, расскажите, какой подход к обучению доказал свою продуктивность, какой оказался неэффективным. Все это поможет контактному лицу лучше представить себе проблему, обсудить с вами, какая программа подойдет лучше.

  • Поддерживайте и развивайте контакты. Договоритесь о еженедельных или ежемесячных телефонных беседах для обеспечения обратной связи и обсуждения новых вопросов, возникающих по ходу обучения.

  • Используйте достижения техники. Если у вас и у преподавателя есть факс и электронная почта, все это может быть использовано для передачи домашних заданий.

  • Запишите телефоны и имена некоторых одноклассников ребенка, у которых он сможет брать домашние задания, узнавать последние школьные слухи и новости. Это не позволит ему чувствовать себя чужим, когда он поправится и вернется в школу.

    Если пропуски по причине болезни случаются достаточно часто, есть смысл перевести ребенка на полное или частичное домашнее обучение либо предоставить ему другие возможности для занятий дома, в школе или в больнице. Узнайте, что для этого понадобится и как все это можно будет организовать ДО того, как вашему ребенку придется пропускать школу.

    Насторожитесь, если ребенок:

    • кажется вам не слишком заинтересованным в выполнении школьных заданий;

    • зачастую "забывает" учебники и поэтому не может сделать домашние задания;

    • жалуется на усталость и боль, не желая заниматься, хотя врачи не видят никаких препятствий для этого;

    • отказывается от вашей помощи или не согласен с вашими методами преподавания;

    • не может разобраться в классной работе, да и вам это не под силу;

    • расстроен школьными неудачами;

    • заменяет выполнение уроков другими интересными занятиями.

    Попытайтесь:

    • оценить свою роль. Пока вы будете считать уроки своей головной болью, то и ребенок тоже будет так считать;

    • имейте под рукой дополнительный комплект необходимых материалов (если в школе вам его не предоставили, купите сами или возьмите в библиотеке);

    • не позволяйте ребенку чувствовать себя жертвой. Очень важно не объяснять каждую проблему, возникающую в связи с уроками, болезнью. Постарайтесь определить реальные причины проблемы;

    • ваши методы преподавания могут существенно отличаться от учительских, особенно если вы давно закончили школу. Сверьтесь друг с другом;

    • определите свои возможности. Очень немногие родители помнят биологию и алгебру. Вы должны помочь ребенку найти источники информации, необязательно давать ответы на все вопросы.

    Совместная работа позволит добиться успеха, надо думать о будущем и работать на него.

    Смотрите также:

  • Также вам может быть интересно