Примерное время чтения: 4 минуты
198

Самый важный предмет - здоровье

До пятого класса Аня училась только на 4 и 5, и с учебой не было никаких проблем. А с начала учебного года ребенка будто подменили - резко упала успеваемость, дочь стала несобранной, раздражительной. У нас дома, в семье все нормально, да и в школе тоже вроде бы нет никаких конфликтов. Может, это просто возрастные изменения? Помогите разобраться.
Р.Т. Голышева, г. Подольск

ТО, что произошло с Аней - не случайно. В пятом классе ребенок переживает школьный кризис. Его последствия прекрасно известны и зафиксированы статистикой. Это резкое снижение успеваемости и увеличение заболеваемости в 5 классе по сравнению с предыдущим. Менее наглядно - появление скрытых пробелов в знаниях, потеря стимулов и мотивации к учению. Но самое страшное - здоровье, которое утрачивается по накатанной школьной схеме: дидактогенный невроз - соматическая патология - астенический синдром - букет психосоматических заболеваний. Итог: в Москве из 100 выпускников только двое абсолютно здоровых.

Причины этого кризиса очевидны. Первая - 20% увеличение учебной нагрузки. По базисному учебному плану предельная нагрузка в 3 классе 25 часов в неделю (5 уроков в день при пятидневке), а в 5-ом - уже 30. Вторая причина - кабинетная система. Ее следствие - "все свое ношу с собой" добавляет детям массу "головной боли". Конец урока. Ребенку надо: а) записать домашнее задание; б) собрать в ранец учебник, дневник, тетради, пенал, линейку и т. д.; в) взять мешок со сменкой; г) вспомнить, какой урок следующий и где находится кабинет; д) плавно перетечь со второго этажа на четвертый; е) приготовиться к новому уроку. Все приготовлено, нет только карандаша. Без него на русском делать нечего. Где этот карандаш? Здесь упал или в том классе? Здесь нет. В тот кабинет идти поздно: предварительный звонок уже был. Есть у кого-нибудь запасной? Дадут или нет? И это - перемена, когда вроде так надо и можно расслабиться. Трех таких "расслабух" и взрослому вполне достаточно, чтобы "дозреть" до нервного истощения. Но перемен не три, а пять. А ребенку 10 лет, а не 30. Но это всего лишь присказка. Сказочка называется "предметное обучение", в том смысле, что однотипные (по видам учебной деятельности на уроке) дисциплины начинают преподавать разные педагоги. Именно одномоментно возникшее обилие учителей, наиболее тяжкое испытание для пятиклашки. В начальной школе основной учитель общался со своими питомцами 20 часов в неделю. В средней - дюжина педагогов взаимодействует с ребенком от 1 до 8 часов, предъявляя при этом самые разнообразные требования к одним и тем же умениям и навыкам школьников. Например, под знанием содержания учебного материала литератор может подразумевать способность подтвердить цитатой характеристику героя произведения, историк - знание хронологической последовательности событий, а географ - степень владения причинно-следственными связями. Но источник знаний при всем обилии требований - совершенно одинаковый текст из книжки, который раньше ученик просто пересказывал независимо от содержания. Ясно, что чем больше учителей, тем хуже для ребенка.

Получается, что самый важный предмет в 5 классе - здоровье! Поэтому минимум месяц ребенка перед 5 классом надо готовить к школе заново, причем столь же ответственно, как будто речь идет, по меньшей мере, о полете в космос. Здесь нет мелочей. Рюкзак с отделением для сменной обуви, чтобы не было лишнего мешка. Ботинки для школы обязательно не на шнурках. Пенал, из которого ничего не падает само по себе и т.д. Тренировки на скорость укладки и разборки портфеля и способы безопасного передвижения в школьном здании на переменах, система нумерации кабинетов и т.п.

Готовьтесь еженедельно ходить в школу и ежедневно разговаривать с ребенком. Набор вопросов стандартный, но не про оценки. "Кого спрашивали. Вызывали к доске или с места? Как отвечали? Как объясняли? Все ли запомнили?" Надо это для того, чтобы понять систему требований каждого учителя и должным образом подготовить к ней ребенка. В этих отношениях надо использовать основной принцип дзюдо: "Поддайся, чтобы победить". Соответствовать разным требованиям учителей много проще и, главное, полезнее для здоровья школьника, чем "качать права".

Конечно, здоровье - важнейший предмет не только в 5 классе. Тем не менее, если уже в нем школьник привык к монстрам под названием "кабинетная система" и "предметное обучение", то в дальнейшем его здоровье почти в безопасности.

А Аниным родителям советую запастись терпением - поддержите дочь, чтобы у нее не пропал интерес к учебе, и к концу учебного года все вернется "на круги своя".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно