В этом году мой ребенок пошел в пятый класс. В начальной школе он был отличником, а сейчас тройки пополам с четверками. Пятерки - редкость, причем по всем предметам, кроме физкультуры. И так у многих детей в нашем классе. В чем причина и можно ли с этим как-то бороться, чтобы хоть на двойки не съехать?
О. Е. Данько, г. Нижний Новгород
ПРИЧИНЫ снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю хорошо известны. Первая - увеличение почти на четверть недельной учебной нагрузки школьников, с 22 часов во 2-4-м классах до 28 в пятом. То есть в "началке" у ребенка три раза было по 4 урока в день и два по 5. А в пятом классе уже три раза - по 6 и только два по пять. Разница очень существенная, особенно для детей, не отличающихся завидным здоровьем. И сделать с этим ничего нельзя, поскольку эта нагрузка соответствует учебному плану.
Вторая причина - кабинетная система. Ее "улиточное" следствие - "все свое ношу с собой" добавляет детям массу головной боли. В конце урока ребенку надо: а) записать домашнее задание; б) собрать ранец; в) вспомнить, в каком кабинете следующий урок; г) добраться без потерь до этого кабинета (который может оказаться на другом этаже); д) приготовиться к новому уроку.
А ученик добросовестный. Вот вроде все приготовил. Только карандаш куда-то запропал. То ли в том кабинете забыт, то ли по дороге где потерялся. А на этот урок учитель без карандаша велел не являться. В старый кабинет идти уже поздно - до звонка вернуться не успеешь. А есть ли у кого-то запасной? А дадут ли? И это - перемена, когда по идее ребенку надо расслабиться. Трех таких "расслабух" и взрослому вполне достаточно, чтобы дойти до нервного истощения.
В принципе к кабинетной системе детей надо было готовить еще в "началке": изучать нумерацию кабинетов, маршруты передвижения, тренировать укладку ранцев на скорость и т.п., что, впрочем, и сейчас не поздно сделать.
Третья и главная причина - предметное обучение. Именно одномоментно возникшее обилие учителей - самое главное испытание для пятиклашки. В начальной школе единственный учитель был неразлучен со своими питомцами 20 часов в неделю. В средней - дюжина педагогов и каждый общается с ребенком от 1 до 8 часов, предъявляя при этом самые разные требования к одним и тем же умениям и навыкам школьника.
Например, под знанием учебного материала литератор может подразумевать способность подтвердить цитатой характеристику героя произведения, историк - знание хронологической последовательности событий, а географ - степень владения причинно-следственными связями. Но источник знаний при всем обилии требований все тот же - текст из книжки, который раньше ученик просто пересказывал или отвечал по нему на вопросы. А вот с этим бороться можно. Надо во-первых разговаривать с ребенком. Но не про оценки. А про то, кого спрашивали, у доски или с места? Как отвечали? Что и как объясняли, хорошо ли запомнилось? Надо еженедельно ходить в школу и беседовать с учителями. Все это для того, чтобы понять систему требований преподавателей и должным образом подготовить к ней ребенка. При серьезной родительской работе в этом направлении ситуация через пару месяце изменится в лучшую сторону.