Примерное время чтения: 6 минут
107

Научите ребенка учиться!

Российский ученый, невропатолог Вейн обнаружил особую детскую фобию, которую он назвал "седьмое сентября". На первой неделе учебного года дети еще мало волнуются. Но вот пошли первые оценки, и у некоторых поднимается температура, болит голова. И так до каникул. А дальше - больше. Невропатолог уже ставит диагноз: ученический невроз. О том, что вызывает эти "школьные" неврозы и как их избежать, мы беседуем с Нинель ЧУТКО, профессором Института повышения квалификации и переквалификации учителей Московской области.

- Я считаю, главная причина школьных неврозов в том, что дети не умеют учиться. Не владеют так называемой "учебной деятельностью".

- Что же это за умение?

- Видите ли, дошкольник развивает свою личность в играх. А первоклассник - в учении. Это для него ново, порой просто шоково. Не преподай ему родители, учитель навыки умственной деятельности, он пустит в дело только свою способность к пассивному и механическому запоминанию - "зубрежку". А информации сейчас в школе по разным предметам столько, что ее не только всю запомнить нельзя, но и невозможно прочесть. Если же ее все-таки попытаться запомнить, перенапряжение может привести к нервному срыву. И тут в большей степени страдают именно добросовестные дети. Но самое ужасное - спроси сегодня самих учителей, что такое "учебная деятельность", многие из них скажут, что они этого не знают! Ведь мы только сейчас на своих курсах в институте начинаем подходить к методике правильного обучения.

- Значит, проблему перегрузки можно решить?

- Да. Дети сами могут себя разгрузить. И начинать учиться этому нужно уже в первом классе, а еще лучше - в подготовительной группе детского садика. Сначала следует научить ребенка наблюдать, слушать и читать. Он должен уметь выслушать педагога и понять суть его задания. Потом - обдумать способы и средства его осуществления. Это первый блок умений - информационно-ориентировочный. Второй - умение анализировать, синтезировать, абстрагироваться и обобщать. Вычлени главное из услышанной или прочтенной информации, соедини ее с главным предыдущих уроков, сравни, найди сходство, различия. И тогда запомнится суть, а не третьестепенное. У нас же сейчас даже многие старшеклассники не умеют озаглавить текст, потому что не способны найти в нем главное. Просишь пересказать, они либо рассказывают о возникших у них ассоциациях, либо просто дают свою эмоциональную оценку "понравился - не понравился". Наконец, третий блок умений - самоконтроль, самооценка. Очень важный этап. Еще известный детский писатель и педагог Януш Корчак говорил: никогда не следует драматизировать ошибки детей.

- Но что делать, если даже в домашнем задании по русскому языку у детей по двадцать ошибок?

- 70% учителей главную причину неуспеваемости учащихся видят в их невнимательности. На своих уроках (я преподаю историю) разрешаю детям найти и поправить собственные ошибки красной ручкой, а сама после этого проверяю написанное зеленой. И чем меньше впоследствии бывает красных исправлений, тем меньше и зеленых. Нельзя подменять самоконтроль контролем учителя или родителей. Нельзя ориентировать детей только на правильный ответ. Ошибки неизбежны! И потом взрослым следует различать итоговый контроль и текущий, пошаговый. Нельзя травить детей двойками! Ведь плохие оценки порождают в детях школофобию и, как следствие, невроз.

- Значит, первыми учителями ребенка по предмету "правильная учебная деятельность" могут быть уже родители?

- Конечно. У нас ведь традиционно в первых-третьих классах сначала учат только счету и развитию техники чтения. Даже не осмыслению прочитанного. И лишь затем - наблюдению и слушанию, хотя именно слушанию принадлежит в общении большая доля, нежели чтению. А нет мышления - нет и речи. Известный педагог Выготский говорил: "...Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня". Этому "самостоятельному", как правило, научили ребенка еще дома - родители. Учителя же таких самостоятельных детей очень любят и поощряют их пятерками. С ними легко. Они, как правило, уже умеют читать и писать. Педагоги даже не понимают, что этих умений ребенку не хватит в последующих классах. И что, оценивая только их, педагоги замедляют рост детского интеллекта!

- Но как правильно вести себя учителю начальных классов?

- С детьми надо со-труд-ни-чать! А сотрудничество предполагает доверие и допускает самоконтроль ученика. Причем всем, и умным, и пока "не очень умным". Эта помощь нужна и для того, чтобы научить, и для того, чтобы снять страхи ребенка перед новым материалом. Помощь бывает стимулирующей - это когда педагог уточняет суть задания, "подключает" к нему внимание ребенка. И обучающей - в совместном выполнении задания, потому что ребенка нельзя оставлять в ситуации, когда он не знает, как выполнить задание. И направляющей, которая ведет детей от совместного со взрослым первого, операционного шага к самостоятельному. Если же работа кажется ученику слишком легкой и он не нуждается в помощи педагога, следует увеличить степень ее трудности, иначе его развитие задержится! Поэтому еще в начале первой четверти учитель должен посмотреть, какими умениями учебной деятельности владеет каждый его ученик, и восстановить пробелы. Надо помнить, что среди людей с больной психикой пятьдесят процентов приобрели свои неврозы не генетически, а в течение жизни. Значит, этих неврозов вообще могло не быть. А ведь детские страхи переходят и во взрослую жизнь.

- А какие у вас в детстве были фобии?

- Я очень боялась, когда меня просили пересказать текст. Многие учителя не знают, что у каждого из нас время перехода информации из кратковременной памяти в долговременную разное. Есть память произвольная, а есть непроизвольная. Произвольную надо еще уметь включить. Один усваивает материал урока сразу, другой - в течение нескольких часов и даже дней. А в конце урока учитель уже ведет опрос, чтобы понять, кто что понял из его объяснения. И порой тут же ставит оценки. Ошибка! Человек не может расплачиваться за свои природные особенности двойками! Кроме того, поймите и самого ученика. Он в шоке: "Почему я не могу запомнить, если Иванов запомнил?" В итоге - повод к неврозу. А за что? За некомпетентность педагогов - вот мой ответ!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно