Примерное время чтения: 4 минуты
195

Программируем усидчивость

Мой сын учится в 3-м классе. Часто бывает, что о домашних заданиях, особенно крупных и сложных, по неосновным предметам, он вспоминает в последний вечер накануне урока, когда выполнить их своими силами уже не может. А ведь он переживает из-за плохих оценок! Пока я ему помогаю, выполняю что-то за него, но мои возможности на исходе. Что делать?
Елена, г. Москва

ЧТО побуждает ребенка в таком, казалось бы, детском, таком его собственном деле, как школьные задания, полагаться на родителей? Ответ прост: перегрузка. Требования к тому, что обязаны знать учащиеся, возрастают, а вот методы их преподавания совершенствуются гораздо медленнее.

Не секрет и то, что большая часть информации, которую обязаны усвоить школьники, понадобится им в дальнейшей жизни лишь для разгадывания кроссвордов. Но ведь и не усваивать нельзя. Как же быть? Отделять, как и в любом деле, пшеницу от плевел.

Действительно ли ученик обязан помнить все, что есть в заданиях? И даже то, как звали детей, что делили яблоки? Тех детей и те яблоки, которым уделено столько внимания в задаче по математике? Конечно же, нет. Ведь дети, яблоки, деревья, книги, самолеты в задаче лишь материал для обучения главному - методу ее решения. И если ученик овладел методом, то его не смутит, если привычные яблоки и конфеты в задании будут заменены на какие-нибудь хрюмзики и мюмзики (такие подмены иногда встречаются в задачах, помеченных звездочкой и считающихся сложными).

Давайте расширим такой подход: вся учеба в школе - задача! И самым важным в ней является не материал, а метод решения.

Какие же задачи может решить ученик, пока он учится в школе? Часто о них не пишут ни в учебниках, ни в методических пособиях, ни даже в распоряжениях Министерства образования. Однако попробуем их выделить. Ребенку дается большое количество информации, которую он должен усвоить? Значит, его задача - научиться запоминать большие объемы. Ему приходится раз в неделю писать изложения? Значит, надо научиться владеть своей оперативной памятью, вводить в нее, хранить в ней и извлекать из нее информацию. И так далее.

Дети, если дело касается их самих и их действий, редко мыслят так масштабно (взрослые, впрочем, тоже). Но они умны, чрезвычайно умны, иначе как бы они могли рассчитать, с каким из школьных заданий справятся сами, да еще и с удовольствием, а какое поручат мамам и папам? Каждый из них хорошо знает, какой мотив движет их родителями в помощи с уроками: для одних это сострадание, для других - желание гордиться сыном или дочерью, третьи боятся, что их чадо ударит в грязь лицом, получив плохую оценку.

Попробуем и мы найти мотивы, сподвигающие наших детей на то, чтобы хотя бы какие-то задания делать с удовольствием. Наиболее общий из них - удовольствие от самого процесса выполнения задания. Его не заменят ни пятерки, ни подарки от родителей, ни какой угодно другой конечный итог. Такой же мотив, кстати, побуждает детей играть. И это не значит, что игра не подразумевает никакого результата; он есть - поставить мат, осалить, угадать слово, убить всех монстров и перейти на следующий уровень и так далее.

Вот и вывод: предложите вашему ребенку игру. Результатом этой игры должно стать решение одной из описанных выше крупных учебных задач (овладение оперативной памятью и т.п.). Конечно же, это будет Большая Игра.

Важный момент в Большой Игре: должны быть известны ее правила. Ведь и из школьных заданий дети особенно легко и с удовольствием выполняют те, методами решения которых уже овладели.

К сожалению, для того чтобы описать правила развития памяти, внимания, творческого или логического мышления, а также признаки того, что развитие это принесло плоды, не хватит места в статье. Но ведь есть книги! И, занимаясь их поиском и изучением, вы не только получите дополнительные возможности помочь ребенку учиться, но и сами испытаете удовольствие от участия в Большой Игре, имя которой - развитие человека.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно