Для нормального развития ребенку просто необходимо играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, логику. Поэтому важно помнить, что для детей игра - это не столько забава, сколько важное и серьезное дело.
Во что играть родителям
С ребенком все более-менее понятно: он играет. А вот что делать в этот момент взрослым? Следует ли им вмешиваться в игру, играть вместе с малышом или вмешательство взрослых только помешает ребенку?
Психологи считают, что вмешательство родителей в процесс игры должно быть довольно ограниченным. Если родители постоянно берут на себя в игре роль лидера или просто слишком активно участвуют в игре, ребенку не остается ничего, кроме как просто наблюдать за взрослыми, а затем подражать им. В результате у ребенка складывается мнение, что только взрослые умеют делать что-либо по-настоящему хорошо, а сам он ни за что в жизни не сможет справиться даже с простейшей задачей. В результате у ребенка развиваются неуверенность в себе и постоянный страх неудачи.
Однако следует обязательно вмешаться в игру, если вы видите, что малыш испытывает какие-то затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой. В этом случае родители непременно должны показать малышу, как выйти из затруднительной ситуации, иначе игра быстро наскучит ребенку.
Чтобы малыш не заскучал, родители могут время от времени подыгрывать ему, взять на себя одну из сюжетных ролей игры (например, если ваш ребенок играет в магазин, ему обязательно понадобятся покупатели, роль которых могут исполнить родители). При этом, играя, не забывайте придавать своему голосу правильные интонации, в этом случае игра покажется вашему ребенку более увлекательной. Так что, если изображаете маленького несчастного козлика, которого норовит слопать злобный волчище, будьте любезны тоненько блеять и испуганно верещать.
Резко прерывать игру не стоит. Ничего не случится, если ребенок сядет обедать или отправится на прогулку на десять минут позже положенного времени. Проявите терпение и дайте малышу несколько минут, чтобы закончить игру. Это, конечно, не значит, что вы, подобно персонажу О, Генри, изображавшему коня, должны проскакать все двести миль до форта, чтобы спасти поселенцев. Вполне можно закруглиться миле на стопятидесятой. Если вам необходимо выйти из игры, постарайтесь это как-нибудь обыграть, скажите, что конь отправился заменить подкову, магазин закрылся на обед, и тому подобное, в зависимости от ситуации.
И одному не скучно
Для того чтобы правильно руководить игрой ребенка, родителям нелишне знать, что до пяти-шестилетнего возраста ребенок предпочитает играть один, редко допуская участие других детей. Он охотнее играет со своими, а не с чужими игрушками, проявляет себя собственником. Играть в компании других детей он еще не умеет, поэтому часто ссорится с ними и не находит общих интересов. Это не должно вас беспокоить. Со временем малыш научится ценить общество других детей. Но до той поры не стоит навязывать ребенку нежелательных компаньонов, чтобы он не утратил интерес и не раздражался.
Кукла или пластилин?
Если вы считаете, что самое главное - чтобы игрушек было много, вы ошибаетесь. Родители, которые превращают детский уголок в магазин игрушек, могут даже навредить своему ребенку. Ведь ваш малыш просто теряется в таком изобилии. В лучшем случае дети просто становятся коллекционерами игрушек, в худшем - переходят от одной игрушке к другой, ничем по-настоящему не увлекаясь, ломают их и требуют новых. Так что постарайтесь найти золотую середину, пусть в детской будет не очень много игрушек, но при этом они не будут однотипными.
Игрушки можно условно разделить на три основных типа:
1. Готовая игрушка (машинка, кукла, мишка и т. д.)
Полезность этих игрушек заключается в том, что они развивают воображение и фантазию вашего малыша, знакомят его с окружающим миром. Куклы должны одеваться, ложиться спать, ходить в гости; автомобиль перевозит грузы и так далее. Не стоит недооценивать значение таких бесполезных, по мнению многих родителей, игр, как, например, "в больницу", "в школу" "в дочки-матери". Особенно ценно, если в таких играх участвуют несколько детей. Это учит ребенка строить взаимоотношения с другими, разрешать конфликты. При помощи готовых игрушек дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности.
2. Игрушка-конструктор.
К этому типу игрушек относятся кубики, конструкторы, мозаики, пирамидки, пазлы и тому подобное. В игре с такими игрушками перед ребенком ставится определенная задача, решение которой требует не только фантазии, но и навыков, логики, понятия соотношения частей. Занимаясь ими, ребенок в уме отвечает сразу на множество вопросов: как сделать так, чтобы дом из кубиков не рассыпался, подходит ли гайка в конструкторе к болту и так далее. Позднее эти навыки окажутся полезными в изучении самых разнообразных школьных предметов, например, физики или геометрии. Ну а в более раннем возрасте игрушки-конструкторы позволяют развить у детей координацию движений (чтобы собрать пирамидку, необходимо надеть кольца на ось) и пространственное мышление, без которого просто невозможно сложить мозаику или пазл.
Единственный недостаток подобных игрушек в том, что задачи, которые они ставят перед ребенком, более-менее однообразны и быстро надоедают. Поэтому такие игрушки нужно чаще менять и выбирать их соответственно возрасту малыша.
3. Игрушка-материал (пластилин, карандаши и бумага, песок и др.).
Эти игрушки развивают у ребенка представление об окружающем мире, предметах, животных. Рисуя или занимаясь лепкой, ребенок учится представлять предметы, как бы рассматривает их мысленно. Кроме того, у него появляется тяга к творчеству и самовыражению.
Такие естественные материалы, как вода, песок, глина, помогают развитию фантазии, заставляют детей объединяться в небольшие группы. Скажем, песок может заменить любое угощение для кукол, любой груз для игрушечного трактора. Вспомним того же персонажа О, Генри, которому взамен обещанного за спасение поселенцев овса дали песку. Правда, старина Билл уверял, что "песок - неважная замена овсу", но его маленькому мучителю так не казалось.
В любом случае игрушка-материал дает большой простор для творчества и общего развития ребенка.
Итак, какому же типу игрушек отдать предпочтение? Наилучший вариант - комбинация всех трех типов, но не в избыточном количестве, иначе ребенку будет трудно сосредоточиться.
Оторвали мишке лапу...
Не секрет, что дети часто ломают игрушки. И порой родители считают, что ребенок делает это чуть ли не назло, и не видят смысла в приобретении новых игрушек: "Все равно сломает и бросит!" Такая позиция абсолютно неверна. Наблюдения психологов показывают, что ребенок ломает игрушки потому, что устает от однообразия.
Чаще всего это происходит с заводными игрушками. Ведь с такими игрушками очень сложно создать сюжетную линию из-за того, что они могут выполнять лишь однообразные движения. Поначалу ребенок смотрит на такую игрушку с восторгом, но ему быстро надоедает быть пассивным наблюдателем. И ребенок либо забрасывает ее, либо пытается приспособить к другой игре, а для этого частенько нужно что-нибудь "совершенствовать". То есть ребенок ломает игрушки из лучших побуждений или из чистого любопытства: посмотреть, а что там внутри. И ругать его за это не нужно, иначе вы рискуете погубить в ребенке страсть к исследованиям.
Бывает, что дети ломают только что подаренную игрушку, чтобы выразить протест дарителю. В этом случае стоит выяснить, почему ребенку так активно не нравится этот человек.