Нередко родители жалуются на то, что, как только их ребенок пошел в первый класс, он начал болеть. Действительно, такое случается довольно часто. Объясняется это тем, что жизнь первоклассника меняется коренным образом. Зачастую детский организм не может быстро адаптироваться к новым условиям, к новым нагрузкам, что отражается на его здоровье.
ПЕРЕМЕНЫ, связанные с переходом к новому, школьному этапу, являются для ребенка довольно тяжелым психическим ударом. В его окружении сразу же появляется очень много незнакомых людей. Как правило, детсадовские дети значительно легче переносят поступление в школу, чем дети, воспитывавшиеся до школы дома и не привыкшие находиться в коллективе.
Первая задача родителей - психологически помочь ребенку приспособиться к новой "среде обитания". Если ребенок не сможет привыкнуть к школьной атмосфере и будет чувствовать себя в школе неуютно, детский организм "ответит" на такой дискомфорт многочисленными бесконечными болезнями.
Родители должны понаблюдать, особенно в первые месяцы, за настроением первоклассника. Проследите, как он реагирует на школу. Обязательно каждый день расспрашивайте его обо всем, что происходит в школе, а не только о том, что он ел и что ему задали на дом.
Вторая задача родителей - поддерживать у ребенка позитивный настрой на школу. Убедите ребенка в том, что, если у него не все сразу получается, нужно не плакать, впадать в отчаяние, опускать руки, а постараться преодолеть возникшее препятствие и двигаться дальше.
Никогда не ругайте маленького ребенка за то, что у него что-то не выходит. Не кричите на него, если он плохо пишет, делает в тетради ошибки и помарки. Если при выполнении домашнего задания ребенок что-то не понимает и вам приходится повторять одно и то же объяснение несколько раз, не выходите из себя и не говорите ребенку, что он глуп.
На все ваши окрики и раздражения ребенок будет реагировать однозначно - сильно переживать, а любое переживание может стать причиной болезни. Поэтому самое главное условие сохранения здоровья первоклассника - это хороший психологический микроклимат в семье, взаимопонимание между первоклассником и родителями, первоклассником и учителями, родителями и учителями.
Еще одной причиной частых болезней первоклассника является так называемое изменение микробного пейзажа. Ребенок, который долгое время находился в одной и той же среде, был адаптирован к микроорганизмам родителей и окружающих его людей. Попадая в школу, в класс, он встречается с огромной новой палитрой микробов, носителями которых являются как его одноклассники, так и другие учащиеся этой школы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что буквально в первые дни после начала занятий ребенок заболевает.
Во время болезни в организме ребенка происходит выработка защитных веществ (антител) против новых для него микроорганизмов. В этой ситуации "медвежью услугу" оказывают родители, которые при минимальном повышении температуры начинают давать ему жаропонижающие средства, прерывая тем самым течение естественных процессов в организме и не позволяя иммунной системе выработать необходимое количество защитных антител.
Ребенок должен просто отлежаться в постели. Если температура не слишком высокая и состояние ребенка не слишком тяжелое, не нужно давать ему никаких лекарств. Его нужно поить теплым витаминным питьем, давать легкую приятную пищу, и через 3-5 дней он поправится.
Обратите внимание на питание. Обязательно поинтересуйтесь в школе, что и как ест ваш ребенок. Узнайте, откуда привозят продукты, готовят ли их на месте или развозят готовую пищу, каковы условия перевозки, как пищу разогревают, в каком виде она доходит до ребенка.
Постоянно контролируйте рацион ребенка, а при необходимости вносите в него изменения и дополнения. Ни в коем случае не позволяйте детям питаться чипсами, пирожками, сладостями и пить сладкие напитки. При регулярном ежедневном употреблении эти продукты чрезвычайно вредны для здоровья.
Ребенок должен обязательно питаться не всухомятку, а горячей пищей. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Основное правило - как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов. В осенне-зимний период не забудьте включать в пищевой рацион витамины.
Не допускайте перегрузок. Многие родители стараются так загрузить ребенка, что он целый день бегает из одной школы в другую. Тут и английская школа, и музыкальная, и художественная, и балет. В результате ребенок, во-первых, очень устает. Во-вторых, у него не хватает времени ни на отдых, ни на приготовление уроков, ни на то, чтобы погулять.
Не спорю, надо обязательно развивать в ребенке творческие способности. Надо давать ему разностороннее образование. Но только не за счет здоровья. Если вы замечаете, что ваш ребенок стал чаще капризничать, быстро уставать, хуже есть и спать, чаще болеть - это верный признак чрезмерной нагрузки. Чтобы этот процесс не зашел слишком далеко, надо отказаться от каких-то дополнительных занятий.
Не только умственная, но и физическая перегрузка детей вызывает тревогу. Дети носят огромные тяжелые ранцы или портфели, набитые книжками, различными вспомогательными предметами для уроков, сменной обувью. Проследите за тем, чтобы ребенок все эти тяжести не носил в одной руке. Ему обязательно нужно купить рюкзачок, который равномерно распределяет нагрузку на позвоночник и предохраняет его от искривления.
Не менее важно следить за осанкой ребенка, когда он сидит и делает уроки. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. Необходимо правильное мягкое освещение, которое располагается с левой стороны. Для выполнения домашних заданий желательно купить ребенку специальную парту.
Через каждые полчаса сидячих занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая ее известной веселой присказкой "Мы читали, мы писали..." и соответствующими движениями: похлопываниями руками, сжиманием и разжиманием пальчиков, потопыванием ногами. В этот гимнастический комплекс нужно обязательно включить упражнения на распрямление спины, отведение рук в стороны или поднимание их вверх.
Большую опасность таят в себе телевизор и компьютерные игры. Чаще всего телевизор и компьютер оказывают неблагоприятное воздействие на психику ребенка. Пропаганда насилия и жестокости, являющаяся отличительной чертой как многих телевизионных фильмов, так и компьютерных игр, формирует мировоззрение ребенка, его манеру поведения. Кроме того, длительное сидение перед телевизором или за компьютером приводит к недостаточной физической активности ребенка, что является фактором риска в развитии многих заболеваний.
При покупке ребенку компьютерных игр выбирайте игры созидательные, развивающие его творческие и мыслительные способности. При просмотре телевизионных программ не позволяйте ребенку смотреть все подряд. Выберите наиболее интересные программы и возьмите времяпрепровождение ребенка у голубого экрана под свой контроль.