ЧЕМ БЛИЖЕ 60-летие Победы, тем больше мероприятий в столичных школах посвящают этому событию. Взрослые уверены - так они воспитывают патриотизм у подрастающего поколения. Вот только дети об этом не догадываются.
НЕТ сомнений: нужно уважать подвиг ветеранов, не забывать о годовщинах великих побед. Но вряд ли патриотизму можно научить только через зазубривание дат сражений, распевание песен времен войны (до недавнего времени еще и времен революции) или встречи с ветеранами. А ведь именно так, основываясь на определенных идеологических принципах, строилось воспитание в советские времена. Изменилось время, изменился политический строй, изменились сами дети, но методы воспитания остались прежними! Конечно, внятной государственной идеологии сегодня нет, и сколько времени уйдет на ее разработку, непонятно. Но это же не повод несколько поколений граждан учить патриотизму по-старому!
Наше будущее - война?
ЛЮБОВЬ к Родине по-прежнему объясняется лишь в связке с военной тематикой. Посмотрите, кем призывает гордиться учебник отечественной истории: только полководцами. Мы что - нация, тупо настроенная на войну? "Такова наша история: избежать военной тематики не удастся никогда, - объясняет главный специалист по патриотическому и физическому воспитанию Департамента образования Москвы Сергей Архипкин. - Россия всегда боролась за государственную независимость. Поэтому наши герои в большинстве - военные. Но, к сожалению, в школах слишком часто забывают про культурно- и литературно-патриотическое образование". Разве наша страна не дала миру великих изобретателей, педагогов, философов, реформаторов? Почему на уроках истории всеобъемлюще не рассказывают о Циолковском, Ключевском, Флоренском, Бехтереве, Вернадском - я могу этот список продолжать и продолжать! - о том, что эти люди изменили взгляды на мир? Разница между тем, что по старинке вдалбливают в школе и что реально происходит в жизни, приводит к тому, что в головах у детей царит абсолютная каша. Недавно спорила с соседкой-семиклассницей, которая заявила буквально следующее: "Если бы в ВОВ победила Германия, сейчас мы бы жили в цивилизованной Европе. А так победила жестокая советская власть. Тогда почему мы должны праздновать ее победу? Зачем изучать старые войны, если сегодня ни один нормальный человек не захочет стать солдатом?" Куда уведет страну юное поколение с подобными воззрениями?
А на уроках ОБЖ, которые тоже привязали к задачам патриотического воспитания, продолжают рассказывать о способах надевания противогаза и структуре Российской армии. И никому не приходит в голову связать проблемы воспитания чувства патриотизма с... мусором на улице, машинами, припаркованными на газонах, и даже с неубранными "собачьими сюрпризами". Десятилетиями вдалбливаемый военный патриотизм напрочь лишил горожан патриотизма обычного - гражданского. В редком московском дворе выбраны старшие по подъездам, есть управдомы. Мало кто помогает участковым, люди отказываются исполнять обязанности присяжных заседателей, не хотят становиться депутатами муниципального собрания. По большому счету, мы даже не знаем, каковы наши права. И ни один школьный учебник об этом не рассказывает!
Говорят, что проблемы с невоенным патриотическим образованием у нас потому, что слабо развито гражданское общество. Но, думается, все наоборот: пока мы не начнем учить детей быть гражданами своей страны, а не военными, гражданское общество, преданное своему городу, краю и стране, появиться не может.
Криминал-патриоты
И ЕЩЕ. В Москве немало детско-юношеских объединений, которые называют себя военно-патриотическими. Часть из них приобщает ребят к поиску останков погибших солдат и археологии. Дело хорошее, но непонятно, зачем рядить его в военные одежды. Неужели группы поисковиков не могут быть гражданскими? Есть и чисто военные клубы, руководители которых зазывают к себе детей, спекулируя на их желании поиграть в "войнушку". Ребят учат премудростям военной науки, превращая их в настоящих солдат (одиннадцатиклассник после такого обучения умеет собирать автомат за 15 секунд!). В результате к руководителям объединений периодически приходят странные личности. Их криминальные цели ясны: такой клуб ничего не стоит превратить в организованное бандформирование. Игра перестает быть для детей только игрой. Это ли те благородные патриотические цели, которые преследует образование?
Смотрите также:
- Великий князь Николай Романов. Улучшит ли монарх жизнь России? →
- ТОЛЬКО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ "АиФ". Нужны ли "малые дела"? →
- "Двойка" по патриотизму →