Фильмы о войне: поиск героев

   
   

КАЖДЫЙ вечер на телеканалах сегодня "идет война": сериалы "Штрафбат", "Конвой PQ 17", "Московская сага" или "Дети Арбата". Их перебивают снятые в последние годы полнометражные картины - "Звезда", "На безымянной высоте", "В августе 44-го", "Свои" и др. Понятно, скажете вы, приближается 60-летие Победы. А может быть, дело вовсе не в юбилейной дате и просто пришло наконец время объективно оценить одну из трагических страниц истории нашей страны? Насколько правдивы новые фильмы о войне? Чем отличаются эти картины от тех, что были сделаны в советское время?

Пережитое

Виктор ФИЛАТОВ, зам. директора Государственного музея обороны Москвы, участник Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, профессор:

- СЕГОДНЯШНИЕ режиссеры, судя по их фильмам, пренебрегают услугами военных и исторических консультантов. Возьмите сериал "Штрафбат". Я бы посоветовал Николаю Досталю почитать литературу о войне и уяснить наконец, что в штрафбаты никогда не посылали ни рядовых, ни тем более уголовников. Для солдат существовали штрафные роты, а собственно штрафных батальонов было не так уж много - по одному на армию, и туда попадали только офицеры. И уж совсем неправдоподобно то, что командовали ими такие же штрафники, комсостав для штрафбатов набирали из проверенных кадровых офицеров. Согласен, нужно показывать и ужас, и смерть, и ошибки комсостава, и чудовищный бардак, традиционно характерный для нашей армии. Но наши солдаты, пусть даже и штрафники, не были похожи на американских "коммандос", сколько бы Досталь ни утверждал обратное.

Герман КЛИМОВ, кинодраматург, соавтор Элема Климова по сценарию фильма "Иди и смотри" (1985 г.):

- КАК МЫ тщательно работали над "Иди и смотри"! Чтобы ничего, ни одна, даже не просматриваемая в кадре деталь не коробила глаз, не выпадала из того времени, быта, атмосферы. Одежду собирали в Белоруссии во время съемок по деревням. Люди приносили из сундуков, с чердаков, из чуланов - чтобы ни ткань, ни пуговица не были подделкой. Чтобы снять честно кино про войну, нужно ее пережить. Элем застал войну подростком, он помнил, как нас эвакуировали через Волгу, из Сталинграда, где мы родились, я был младше, и нас бомбили, и мама накрывала нас обоих собою на барже, а кругом была горящая вода. Она горела от множества взрывов. А потом мы вернулись в разрушенный город. Вот так, через себя пропуская, только и можно снимать о том времени.

Елена БОГАТЫРЕВА, просто зритель:

- ЖАЛЬ, что авторы сериалов о войне не смотрели документальную хронику военного времени. Вот, например, был фильм Константина Симонова "Трудные дни войны". Какие там у солдат лица - усталые до предела, измученные, грязные, какое обмундирование драное и какой труд - по колено в воде, в снегу, в грязи, обувь вся разбитая... Моя мама была санитаркой на войне в 18 лет, я помню ее рассказы - усталость от переходов и таскания раненых, кровь, вши... И страх. Ей до старости снились война и этот страх. А что нам показали в "Московской саге"? На фронте все чистенькие и с перманентом? А в тылу - все сытые, продукты не знают куда девать? Зачем же обманывать зрителей?

Иван СКУРАТОВ, председатель попечительского совета Фонда Героев СССР и России, бывший командующий береговыми войсками ВМФ, доктор военных наук, академик, генерал-полковник:

- ВСПОМНИТЕ фильмы-классику "Офицеры", "Горячий снег"... И сравните с нынешними, в общем-то, бездарными сериалами вроде "Штрафбата" или военных эпизодов из сериала "Московская сага". Из старых фильмов зритель выносил действительно правдивые, абсолютно не коммунистические мысли, например: "Есть такая профессия - Родину защищать". Из сериалов же можно понять только то, что сволочи-коммунисты еще до войны погубили армию, а потом только и знали, что гнать солдат на убой.

Главное - сам человек

Николай ЛЕБЕДЕВ, режиссер фильма "Звезда" (2002 г.):

- САМО ПО СЕБЕ "военное" кино мне неинтересно, мне интересны человеческие судьбы в экстремальных ситуациях и те картины, которые дают мне эмоциональную подпитку, - "Летят журавли", "А зори здесь тихие...", "Баллада о солдате"... Эти картины не о войне, а о человеке. Например, почему я взялся снимать "Звезду"? Это прежде всего дань памяти отцу. Он всю жизнь искал могилы моего погибшего деда и дяди (он и назвал меня в их честь - обоих звали Николаями), писал в Красный Крест, но так и не нашел до конца жизни. А что касается подлинности в "военном" кино, то в кино подлинность вообще вещь относительная, это все равно тени на экране. А "Звезда" потому и считается сложнопостановочным фильмом, что его было невероятно тяжело снимать. Спасибо "Мосфильму", где сохранилась и наша, и немецкая боевая техника, подлинное оружие времен войны. А вот "тигров" нет. И мы пользовались танками, оставшимися после "Освобождения" Озерова. Был у нас военный консультант, бывший разведчик, был опытнейший мосфильмовский пиротехник Владимир Орлов. Конечно, подлинность важна, но важнее память сердца, то, что мы все чувствовали, просматривая хронику, материалы Госфильмофонда.

Георгий ЖЖЕНОВ, актер, снимавшийся в советских фильмах о войне:

- ЕСЛИ говорить о старых военных фильмах, у меня горькие претензии к картине по повести Юрия Бондарева "Горячий снег", потому что от образа генерала Бессонова, которого я играл, не осталось и половины. Цензура поработала и в сценарии, и в уже снятом материале. Цензура в советские времена, разве она позволяла сказать правду? Какая там правда? Даже немножечко против шерсти, как говорится, погладить в этой, военной теме и то было нельзя! И потому так много было пошлости, верхоглядства, неправды, парадности в фильмах о войне, о том времени. Что касается сегодняшнего дня, то все равно мало снимают фильмов о войне, нет серьезных попыток осмыслить то время. На экране - сплошь бандиты, уголовники, жулики, проститутки, доллары...

Петр ТОДОРОВСКИЙ, кинорежиссер ("Военно-полевой роман", "В созвездии Быка"), фронтовик:

- Я ДУМАЮ, фильмы о войне - это и фильмы о любви. Это прежде всего человеческие истории, которые должны прикасаться к сердцу, чтобы зритель соучаствовал, плакал, смеялся. И в этом - правда, а не во внешних реалиях. В войну снимали такие фильмы, быть может, их можно назвать декоративными, наивными, быть может - агитками, но как мы смотрели их в 10 километрах от переднего края! Военная тема очень мощно обозначилась в 70-е гг., стало понятно, что колоссальные нравственно-моральные проблемы того времени живы: любовь и верность, мужество и трусость, карьеризм, предательство. Просто в войну все более остро воспринималось, проявлялось. Смерть была рядом все четыре года. Я воевал 19-20-летним в 1944-1945 гг., был ранен, контужен... Мой фронтовой друг подарил мне спустя годы книгу с надписью: "Пете Тодоровскому на память о пережитых страхах". И самое страшное - когда умирали рядом товарищи, молодые ребята, ведь погибали в основном молодые. В фильмах Германа, Климова, Шепитько, в прозе Василя Быкова - страшная правда о войне. Но все те четыре года - это все равно была ЖИЗНЬ. Человек всегда остается человеком, тем более когда он совсем молод. Едва случалась передышка, отдых, баня - начинались шутки, байки, песни, девушки. И влюбленность, и любовь, настоящая и ненастоящая. Война - это была наша жизнь тогда, даже когда нас и немцев разделяла лишь 75-метровая нейтральная полоса...


НЕВОЗМОЖНО сравнивать сегодняшние фильмы о войне с советскими. А может быть, это и не нужно делать? Тогдашние картины были правдивы в деталях, но в большинстве своем идеологически единообразны. Нынешнему поколению режиссеров неинтересны батальные сцены или точность в лицах и костюмах. Теперь на первый план выходят судьбы людей, их взаимоотношения и переживания в непростых ситуациях. И еще одна причина появления такого количества фильмов о войне - отечественный кинематограф ищет героев. Не повторять же выдуманную голливудскую штамповку. В нашей собственной истории было много места для подвига. И Великая Отечественная - одна из этих вех.

Смотрите также: