У БОРОДИНСКОЙ панорамы появилось странное "украшение". Знаменитый синий "барабан" упакован в гигантских размеров полотно - репродукцию с картины "Коронация Наполеона I". Здесь - в музее славы русского воинства - по инициативе компании "Интеко" разместилась выставка, посвященная французскому императору. С разными наполеоновскими экспонатами (в том числе и кроватью, на которой спала Жозефина Богарне). Мы рассказали об этом в статье "Бородино" французу отдано" (см. "АиФ-Москва" N 50). Публикация вызвала неоднозначные отклики. Кто-то считает наполеоновскую выставку оскорблением патриотических чувств. Кто-то утверждает, что уже пора спокойно относиться к истории и ее героям.
Выставка эпохи или антиквариата?
Арутюн АМИРХАНЯН, автор исторического романа о Наполеоне:
- ОКОЛО месяца в музее-панораме "Бородинская битва" действует выставка, приуроченная к 200-летию коронации Наполеона I. Французские кивера и сабли, картины и боевые знамена, походная, салонная мебель, наградные кресты... Несколько месяцев назад представители фирмы "Интеко" обратились к руководству музея с предложением организовать наполеоновскую выставку. Последний раз о Наполеоне москвич мог что-то узнать 6 лет назад на выставке в ГИМе "Великие императоры Наполеон I и Александр I". В то время как экспонатов в Москве по этой теме в запасниках музеев немерено! Все бы хорошо, не влияй неформальный теневой подтекст. Как-никак Музей-панорама почти полвека является музеем отечественной славы. Но! Было в музее в советские годы свое неписаное табу. О злодее Наполеоне рассказывать вскользь... Кое о чем недоговаривали, кое-что вольно интерпретировали ради опробованного военно-патриотического воспитания молодежи. Иные наступили времена, и история востребовала другие, более взвешенные подходы.
Иное появилось в сознании россиян - император перестал быть страшным пугалом. Стало возможным и даже нужным показать его реальным, таким, каким он был в представлении не только чужих, но и своих. Москва в лице группы частных коллекционеров, предоставивших свои раритеты для экспозиции, творчески, организационно смело взялась вместе с музеем сделать выставку не где-нибудь, а именно в музее воинской русской славы - музее-панораме "Бородинская битва". Столица так недвусмысленно дала понять стране и миру, что ее история содержит и эти страницы; страницы, говорящие о противнике грозном, мощном, но все-таки поверженном.
Виктор БЕЗОТОСНЫЙ, завотделом истории России XIX в. Государственного исторического музея:
- РАЗУМЕЕТСЯ, никто не против выставок, посвященных Наполеону. Они не раз проходили в Москве, в том числе в залах Исторического музея. Дело в другом: музейное сообщество Москвы было шокировано методами, которыми действовала фирма "Интеко". По сути, она, используя административный ресурс, демонтировала постоянную экспозицию Бородинской панорамы ради размещения там своей временной выставки. В это были вложены немалые средства. Естественно, у музейного сообщества возникают сомнения, будет ли стационарная экспозиция вообще когда-либо восстановлена. Обеспокоенность вызывает и другой аспект. Дело в том, что Бородинская панорама действительно задумывалась как комплекс русской воинской славы в войне 1812 г. С этой точки зрения организаторы выставки про Наполеона не могли придумать более неудачного места для ее размещения. Вещи наполеоновской эпохи могли бы с успехом быть показаны в Малом манеже, в Академии художеств. Да что в Москве - экспозиционных площадей мало?
В конце концов, основная претензия музейных работников не в том, что эта выставка была организована, а в том, как она была организована. Нынешняя экспозиция - это, по сути, выставка антиквариата, по которой невозможно водить экскурсии, посвященные истории войны 1812 г. Даже имеющийся материал можно было организовать по-другому, не ломая профиля Бородинской панорамы.
Не к месту...
Александр МАНЬШАВИН, москвич-пенсионер:
- ОЧЕНЬ странное решение - устраивать выставку побежденному императору в музее славы русского воинства. Ведь Наполеон был, так сказать, паразитом. И показывать его гордым, красивым, порядочным - просто идиотизм. Конечно, нужно было выбрать другое место.
Геннадий ХОЛМАНСКИХ, архитектор:
- НАПОЛЕОН - великий полководец, который не проиграл ни одного сражения. Этого нельзя отрицать, и слава императора Франции должна снискать определенное уважение и в России. В Историческом музее есть очень интересный цикл картин Василия Верещагина о Наполеоне, более 18 тыс. единиц оружия и много других уникальных экспонатов. Нельзя отказываться от экспонирования в отечественных музеях подобных вещей только из того соображения, что они могут оскорблять патриотические чувства. На самом деле они лишь позволяют людям познакомиться с зарубежной историей. Но подобные выставки хороши, когда они проходят непродолжительное время и постоянно сменяют друг друга.
Сергей АРХИПКИН, главный специалист по патриотическому и физическому воспитанию Департамента образования:
- НЕЛЬЗЯ смешивать в одну кучу взгляд русских и французов на войну, при этом ставя под сомнение нашу историю. Это антисоциально, антипатриотично, антироссийски. Может быть, такая выставка уместна, например, в посольстве Франции. Но никак не в музее-панораме "Бородинская битва".
Александр ГАПЕНКО, командир Военно-исторического клуба "Лейб-гвардии гренадерский полк":
- ТО, ЧТО происходит в Бородинской панораме сейчас, - неестественно. Да, двухсотлетие коронации Наполеона, безусловно, важное событие, тем более что с фигурой Бонапарта тесно связана история нашей страны. Подобная выставка и интересна, и необходима. Но в Бородинской панораме ей не место. Ее можно было бы провести в любом другом музее исторического профиля. Скажем, в ГИМе была отличная выставка подобной тематики - "Наполеон I и Александр I. Два императора"... Вообще Бородинская панорама не должна быть гимном Наполеону, каким бы гениальным военачальником и политическим деятелем его ни считали.
...и не к факту
Виктор СУХОРУКОВ, актер:
- Я НЕ ПОНИМАЮ, что происходит, как и многих других вещей сегодня! Не по-ни-ма-ю! Если это все организовали бизнесмены, значит, люди с деньгами, - ну и выстроили бы себе отдельно музей "Французы и Наполеон". Когда говорят, что историю надо знать и с той, и с другой стороны, - верно, но не одно за счет другого. Почему нужно одно за счет другого делать, вытеснять прежнюю экспозицию? Мало нам разрушений того, что было создано хорошего? Откуда вдруг такой крен в истории у этих людей? Что им Наполеон? Я понимаю, когда сносится жилой дом и на немецкие деньги, допустим, строится пивной завод "Бавария", вот это я понимаю. А тут? И кстати, а есть ли в Париже музей Кутузова или музей пожара в Москве, где было бы показано, сколько французские войска в Москве разрушили, разграбили?
Александр ДАНИЛОВ, доктор исторических наук, завкафедрой истории МПГУ, автор школьных учебников по истории:
- К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ чувству, гордости за Родину нужно относиться очень бережно. Для любой страны вторжение на ее территорию - сильное потрясение, трагедия. Героизация противника неуместна и даже аморальна. Хотя, конечно, война 1812 г. как историческое событие противоречива: историки и сейчас, спустя почти 200 лет, спорят о том, кто был победителем в Бородинской битве (даже по словам Наполеона, в ней французы снискали славу победителей, а русские - славу быть непобежденными). В прошлом году в Париже в "Доме инвалидов" проходила выставка "Наполеон и Александр". Она была построена корректно и взвешенно. И в этом плане есть чему у французских и российских ее организаторов поучиться. В сложные периоды, один из которых мы переживаем сегодня, нужно искать в истории примеры и символы для объединения людей, а не для искажения исторической памяти народа. Одна из ключевых позиций в истории страны - победа над французами в 1812 г. И Бородинская битва, безусловно, вписана в нее золотыми буквами. Такие моменты неэтично ставить под вопрос экспозициями с неоднозначной исторической концепцией.
Мнения "он-лайн"
Дмитрий: Со временем могут и экспозицию памяти Гитлера устроить.
N.B.: Позор! Что хотят, то и воротят. По принципу - после нас хоть потоп. Батурина, вам не стыдно?
Ирина: Да уж. Как в анекдоте почти: попал Дантес, а памятник почему Пушкину? А я все мимо проезжаю и понять не могу, чего-то там не то нарисовано... Раз это все "мэрские" дела, построил бы новый музей на окраине на частные деньги и там бы устраивал чествования Наполеона.
Светлана: Уже до Бородинской панорамы добрались... Что на очереди? Может, Кремль? Какая огромная площадь под застройку!!!
Метастаз: М-да... Наполеон, конечно, был великим человеком и достоин уважения, но в данном случае что-то не так. Устраивать музей Наполеона в музее войны с ним - как-то странно...
ОТ РЕДАКЦИИ. Говоря об отсутствии гражданского общества, патриотизма, неспособности сформулировать свою национальную идею, мы все чаще обращаемся к истории России. Ищем там ответы на сегодняшние вопросы, пытаемся разобраться в собственной судьбе объективно, взвешенно, непредвзято. Поэтому по телеканалам замелькали новые фильмы о Второй мировой и эпохе сталинизма. Но, открывая новые страницы истории, нельзя вести себя как слон в посудной лавке, растаптывая то, что служило миллионам наших соотечественников примером гордости и восхищения. Никто не ставит под сомнение, что выставка, рассказывающая о Наполеоне, будет интересна москвичам. НО ЗАЧЕМ ЕЕ РАЗМЕЩАТЬ ИМЕННО В МУЗЕЕ СЛАВЫ РУССКОГО ВОИНСТВА?
Смотрите также:
- Нельзя ли возродить Музей нового западного искусства →
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. С. Дали вдали и вблизи →
- От кубизма до лучизма →