Стресс, передающийся транспортным путем

   
   

НАВЕРНОЕ, есть в Москве люди, которые ни разу не cпускались в метро. Даже можно предположить, что найдутся среди них те, кто никогда не ездил в трамвае, троллейбусе или автобусе. Но таких москвичей, надо полагать, по пальцам пересчитать можно. Одно из кардинальных отличий горожанина от жителя села и деревни как раз в том и состоит, что ежедневно не менее часа своего драгоценного времени он должен жертвовать на дорогу. Даже если взять по минимуму (час туда и обратно), то в течение одной недели мы проводим в транспорте пять часов, за год набегает более десяти суток, а за всю жизнь - никак не менее трех-четырех лет.

КОНЕЧНО, москвичи убивают транспортное время с толком и пользой: читают книги и газеты, играют в "Тетрис" или разговаривают, пытаясь перекричать шум метропоезда. При этом мало кто из нас задумывается: а как отражается на самочувствии и психическом здоровье человека его постоянное пребывание на колесах да еще в толпе таких же, как он, невыспавшихся, вечно спешащих куда-то бедолаг?

Метрофобия

ОДИН из современников Маяковского, В. Мануйлов, вспоминал, что наш знаменитый поэт живо интересовался вопросами техники, а также любил подискутировать о планировке больших городов, о транспорте и влиянии скоростей будущего на психику человека. К слову, в начале прошлого столетия о пресловутом влиянии скоростей было много разговоров. Ученые мужи предупреждали: не способен человеческий организм вынести те перегрузки, которые создает автомобильный транспорт. Что уж говорить об авиации. К счастью, с перегрузками физическими человек легко справился. Время показало, что куда страшнее перегрузки нервные.

"Согласно нашим исследованиям, 10-15% москвичей испытывают отторжение самой идеи пользования подземным транспортом, - говорит академик РАЕН, врач-психотерапевт Евгений Шапошников. - Один из главных болезненных комплексов - повышенный уровень тревожности, волнения и страхи. А у 5-8% горожан развиваются столь сильные фобии, что они категорически отказываются спускаться в метро, даже если очень надо. Основная часть этой группы - женщины. Но это не значит, что мужчины меньше подвержены страхам. Просто они склонны скрывать их (а порой и "лечить" алкоголем). Поэтому полностью достоверной картины мы получить все равно не можем".

Психологи и психиатры не спешат вводить термин "метрофобия". Дело в том, что специфического страха перед подземкой как такового не существует. Встречаются лишь разные формы страхов, которые могут провоцироваться у пассажира метрополитена. Во-первых, это демофобия - боязнь толпы. Во-вторых, гаптофобия - страх чужого прикосновения. Есть еще клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, танатофобия - боязнь внезапной смерти (в этом случае человек опасается, что ему при обмороке не успеют вовремя оказать помощь), а также другие разновидности страхов, пока не получившие устоявшихся названий в медико-психологической практике. Скажем, кто-то не выдерживает бестактного взгляда в упор незнакомого человека и боится ездить в общественном транспорте именно по этой причине. Другой страшится, что его толкнут под выезжающий из тоннеля поезд. Наконец, есть категория людей, которых нервируют милицейские патрули, высматривающие в толпе подозрительных личностей. Даже если у человека документы в порядке, столь пристальное и назойливое внимание ему все равно неприятно.

Некоторые из перечисленных фобий наблюдаются и у пассажиров наземного транспорта. Стоит добавить, что, когда автобусы ходят не по расписанию, а через пень-колоду, это только усугубляет нервное и эмоциональное напряжение.

Пассажир-невротик

ВО МНОГИХ развитых странах время, затраченное сотрудником на дорогу, принято включать в общую продолжительность рабочего дня. Еще бы - человек только приехал на работу, а уже чувствует себя разбитым и уставшим. Понижаются умственные способности, сообразительность и концентрация внимания, растут раздражительность и взвинченность. "В Москве нервное напряжение усугубляется тем, что в транспорте - постоянная толчея и скученность, - продолжает Шапошников. - Находясь в огромном потоке людей, даже психологически устойчивый человек начинает ощущать дискомфорт. И когда в течение многих недель и месяцев у него накапливается нервное напряжение, это может вылиться в так называемые психосоматические расстройства: сердечно-сосудистые заболевания, бронхиальную астму или язву. Добавьте к этому духоту вагонов метро в часы пик, далеко не первую свежесть подземного воздуха - в этих условиях легко передаются грипп, ОРВИ. А ведь есть еще воздействие высоковольтных линий, проложенных в тоннелях, - они вызывают негативные процессы в мозговых клетках. Как следствие - постепенная невротизация и психопатизация личности, снижающие качество жизни и здоровье".

После того как до московского метро добрались террористы, страхи перед этим видом транспорта усилились. Шапошников вспоминает случаи из своей практики. Женщина отказалась от выгодной работы в банке, потому что после взрыва на перегоне "Автозаводская" - "Павелецкая" из-за непреодолимого ужаса не могла заставить себя спуститься под землю. Пыталась ездить на трамвае и даже на такси. Но рассчитать время дороги точно не удавалось - начались опоздания, и пришлось уйти. Другая возила дочку в музыкальную школу - несколько остановок по "зеленой" ветке. Каждый раз, проезжая злополучный перегон, она чувствовала, как ее ноги становятся ватными: женщина боялась, что ЭТО случится сейчас, в сию же секунду. От престижной музыкальной школы пришлось отказаться.

Дайте шоколаду!

ЛЮБОПЫТНОЕ исследование провели в столичном Институте психологии и педагогики. Участники эксперимента решили выяснить, насколько пассажиры пригородных электричек склонны к общению с незнакомыми людьми. С помощью актеров имитировали ситуацию, которая не соответствует негласным нормам поведения.

"Участники угощали шоколадом посторонних людей, тем самым провоцируя их нарушить некоторые стереотипы, - рассказывает автор идеи Екатерина Федулова. - В каждом обществе есть нормы, регулирующие повседневную деятельность. Они незаметны до тех пор, пока кто-то не попытается нарушить их. Так, у нас в транспорте есть правило - "кто успел, тот и сел". Или - "воздерживаться от разговоров друг с другом". Вырисовывается портрет пассажира неулыбчивого, погруженного в себя, как будто спрятавшегося под защитный панцирь: "не проявлять эмоций", "каждый сам за себя". Мы задались вопросами: что будет, если нарушить эти правила? Как наше "транспортное" общество воспримет улыбки, общение и взаимопомощь?"

Девять актеров, помощников Федуловой, разыгрывали в электричке сцену: один играл роль продавца шоколада, остальные рассаживались по вагону, "покупали" этот шоколад и угощали рядом сидящих, тщательно отслеживая их реакцию. Из 133 человек лишь 13 приняли гостинец. Это неудивительно. Участников эксперимента интересовало другое: какова будет реакция людей на само предложение принять угощение из рук незнакомца? Так вот, подавляющее большинство - 71% - проявило положительное отношение к такому типу взаимодействия. Как правило, люди улыбались, отказ же от шоколада подробно объяснялся: кто-то был сыт, кто-то говорил, что едет в гости и не хочет перебивать аппетит. Были и такие реплики: "А вы, наверное, не из Москвы - в Москве таких добрых не бывает". Агрессивно реагировал на предложение откушать халявы лишь каждый двадцатый.

А главное, даже в случае отказа было видно, что настроение у человека повышается. Маска исчезала - на лице появлялась улыбка. Исследователи решили проверить, насколько этим переменам можно доверять. Минут через 10-15 после угощения шоколадом в вагоне появлялся еще один актер - он изображал студента с гитарой, подрабатывающего исполнением песен. И - о чудо! - утомленные и озлобленные пассажиры, которым до этого всего-то предложили кусочек шоколада, преображались. Вагон буквально оживал, слушая песню. Находились шутники, которые продолжали веселить публику всю оставшуюся часть пути.

Может, и в московском метро стоит наладить бесплатную раздачу шоколада?

Смотрите также: