БесPONTовая столица

   
   

В Великобритании построили пешеходный мост, похожий на человеческий глаз. Когда по реке идут корабли, его "нижнее веко" поднимается.

ЭТОТ мост ведет из Ньюкасла в огромную выставочную зону современного искусства на другом берегу реки Тайн. Для Ньюкасла он стал символом. Когда мост "моргает" (примерно 200 раз в год), толпы людей собираются посмотреть. Весь процесс занимает 4 минуты, но за это время многое успевает произойти. Например, система автоматической мойки собирает в контейнеры накопившийся мусор на обоих концах арки.

Многие мосты не просто дороги, они архитектурные шедевры. А с шедеврами в Москве как раз напряженка.

СИМВОЛОМ города на самом деле может стать что угодно: жилой дом без прямых углов (дом Хундертвассера), как в Вене, Эйфелева башня, как в Париже, Бранденбургские ворота, как в Берлине. Но есть много городов, которые трудно представить без мостов: Венецию без Риальто, Лондон без Тауэр Бридж, Буэнос-Айрес без пешеходного моста ла Мухер, выполненного в форме арфы. Когда видишь подобные сооружения, дух захватывает. Ведь многие мосты не просто дороги, они архитектурные шедевры. А с шедеврами в Москве как раз напряженка.

С XVII века до наших дней дожил Воскресенский мост. Но не потому, что с ним хорошо обращались. Долгие годы мост через Неглинку не использовался, он был закопан. И отрыли его совершенно случайно при строительстве Манежной площади. Теперь он - экспонат в городском Музее археологии. Кузнецкому повезло еще меньше - от него осталось лишь название. Пожалуй, только Бородинский живет полной жизнью и сегодня. Ему выпало стать свидетелем оставления Москвы войсками и жителями в 1812 г. Потом его неоднократно расширяли, видоизменяли, сохраняя архитектурный облик моста-памятника русским воинам, стоявшим насмерть на Бородинском поле. Но кто про это знает сегодня: разве мост через Москву-реку, соединяющий Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской, занесен в путеводители или по нему гуляют в больших количествах туристы?

В советское время мосты проектировали с расчетом на толпы демонстрантов и колонны военной техники. В память об этом - Крымский мост с псевдофункциональными, но очень технологичными на вид несущими конструкциями, и Метромост на Воробьевых горах. Кстати, и в новейшей истории мостостроения встречаются конфузы. Единственный в Лондоне пешеходный мост Миллениум через Темзу, соединивший Сити со старой промышленной зоной Саутуорк (там в помещении бывшей гидроэлектростанции располагается новый комплекс знаменитой галереи Тейт-Модерн), был построен к 2000 г. Среди авторов - знаменитый архитектор лорд Норман Фостер. На открытии огромное количество гостей, прошедших по мосту, вызвало его раскачивание, большее, чем предполагалось расчетами. Мост закрыли, доделали и через 2 года открыли вновь.

Свежепостроенный мост от храма Христа Спасителя пока ведет в никуда.

В СОВРЕМЕННОЙ Москве тоже строят новые пешеходные мосты: Лужков через Обводной канал от Третьяковской галереи, торгово-пешеходный "Багратион", ведущий в Сити, мост от храма Христа Спасителя к Театру эстрады и кондитерской фабрике. И передвигают старые: по Москве-реке проплыли Андреевский и Краснолужский, ставший в новой жизни Киевским. К счастью, процесс от принятия решения о возведении до материального воплощения занимает гораздо меньше времени, чем раньше. Например, чтобы построить Бруклинский мост, соединивший знаменитые районы Нью-Йорка, понадобилось 60 лет обсуждения и 14 лет строительства. Появлению Харбор Бридж в Сиднее, объединившему центр австралийской столицы с северной окраиной, предшествовали 50 лет дебатов и 6 лет возведения.

Мост через Обводной канал выглядит прекрасно. Но новая набережная в ночное время со стороны Болотной очень похожа на набережную Мойки в Петербурге, в том месте, где река пересекает Невский проспект. "Багратион", в свою очередь, воплотил мечту многих архитекторов об обитаемых мостах, но символом нового города так и не стал. Хотя мог бы. Наверное, виной тому недостроенное Сити. Когда во Франции в 90-е гг. прошлого века строили Pont de Normandie - мост Нормандия через Сену между Гавром и Онфлером, родился новый вид туризма - технический. За возведением моста приезжали наблюдать не только французы, но и путешествующая по Европе публика, для которой проводили "Дни открытой строительной площадки" (здесь до сих пор работает музей строительства моста, как и на Тауэр Бридж в Лондоне). Когда же "Багратион" начал перевозить москвичей на другой берег, интересно было смотреть с него на Сити. Но со временем интерес к наблюдению угас: яма на месте делового квартала не меняла своего облика. Свежепостроенный мост от храма Христа Спасителя пока ведет в никуда. Возможно, с появлением, на противоположном берегу Москвы-реки "Золотого острова" (с вращающимся рестораном на высоте 35 метров, мастерскими для художников, пешеходной площадью, круглогодичным катком и много еще чем) ситуация изменится.

Мостостроение по-прежнему актуально. С его помощью решение транспортных проблем будет легким и быстрым. Ведь перекидывать мосты стоит не только через реки, но и через железные и автомобильные дороги. Если делать Садовое кольцо без светофоров, то необязательно везде рыть подземные переходы. Мосты могут украсить городскую среду. В виде моста могут быть офисное здание (М. Белов и А. Пахомов придумали так и не построенную арку на пересечении Украинского бульвара и Нового Арбата - пешеходно-транспортный мост с помещениями для служащих), гараж (мост-гараж через Сену в Париже еще в 1925 г. спроектировал Константин Мельников) и даже фонтан (в 1997 г. группа архитекторов нарисовала проект возведения такого на Тургеневской площади). И Москва будет развиваться за счет мостовых сооружений - эстакад, платформ, сложных подвесных структур. Вопрос: какими они в результате получатся?

Смотрите также: