"По данным мониторинга, за последние 2-3 года наметилась тенденция к улучшению состояния зелёных насаждений в городе Москве. Возросли объёмы и повысилось качество озеленительных работ."
ТАК начинается свежее постановление столичного правительства "О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зелёных насаждений в Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 г." Но если всё написанное в документе правда, значит, небольших зелёных пятен в городе стало больше?
НОВЫЙ АРБАТ. Ещё лет двадцать назад столицу считали чуть ли не самым зелёным мегаполисом мира. Но со временем многие уличные газоны "закатали" в асфальт (так расширили дороги), а деревья и кустарники уступили место автомобилям (так появились парковочные места на тротуарах). Строительство Нового Арбата закончили в 1967 г. на месте старых арбатских переулков. В ходе строительства была разрушена круглая площадь с фонтаном посередине (её ещё называли Собачьей площадкой), где находился особняк друга Александра Пушкина Михаила Виельгорского. Но зелени (и это видно на фото слева) было много. Теперь её не меньше, но шелестит она всё больше в барсетках посетителей казино, которых на центральной столичной улице гораздо больше, чем деревьев. Новый Арбат, считают московские власти, давно пора реконструировать: хрущёвские небоскрёбы сильно в этом нуждаются. Кстати, последнее десятилетие за обновление улицы принимались несколько раз, но ничем значительным это не заканчивалось. В настоящее же время есть внятный проект, реализация которого не только изменит облик знаменитых "книжек", но и украсит зелёными насаждениями "магистраль, ведущую к загородным резиденциям коммунистических и посткоммунистических правителей". (Такое определение встречается в некоторых путеводителях времён, когда улица называлась Калининским проспектом.) На тротуарах Нового Арбата появятся скамейки, а между ними - деревья и кустарники.
ТВЕРСКАЯ. Когда-то взрослые деревья огибали сталинские дома, поднимаясь к Бульварному кольцу. Сегодня же и травка не пробивается сквозь асфальт Тверской. И, в отличие от Нового Арбата, надеяться ей особо не на что. Основная цель начатого глобального плана реконструкции (от Манежной до МКАД) - избавление от пробок. В связи же с большой плотностью застройки на Тверской, как и на других центральных улицах, используется вертикальное, контейнерное и крышное озеленение. Но, на мой взгляд, лучше всего здесь прижились не деревья в кадках, а рекламные конструкции. И именно они представлены на Тверской во всём разнообразии: в виде щитов на тротуарах, растяжек над дорогой, неоновых вывесок на крышах и огромных плакатов на торцах зданий.
ПЕТРОВКА. Её зелёным обликом пожертвовали ради уплотнения застройки. Вместо деревьев выросли два значительных здания - пятизвёздочная гостиница "Марриотт Аврора Роял" и торгово-офисный центр "Берлинский дом". Возможно, возведение отеля с подземным гаражом фактически за Большим театром, в пятнадцати минутах ходьбы от Красной площади, и было оправданно. Туристов столице это вряд ли добавило, но после сноса "Москвы" и "Интуриста" иностранцы хоть где-то в центре могут останавливаться. А вот с "Берлинским домом" нехорошо получилось. Германия, как известно, не только самый крупный инвестор в экономику столицы (инвестиции составляют порядка 40%), но и самый надёжный партнёр. После дефолта 1998 г. немецкие банки не отказали в выделении кредитов, которые потом были отданы вовремя и полностью. Что же касается "Берлинского дома", то он задумывался как место встречи работающих не только в столице, но и в России немецких предпринимателей. Но коммуникационного центра по оказанию услуг и консультаций по правовым, налоговым и политико-экономическим вопросам не получилось. По мнению Юрия Лужкова, которое он высказывал в том числе и обер-бургомистру Берлина Клаусу Воверайту, инвестировавшие в центр компании оказались непоследовательными в своих действиях. После открытия "Берлинского дома" они распродали площади под офисы и магазины. И если уж торговый комплекс напротив Петровского пассажа, в непосредственной близости от ЦУМа, и был нужен кому-то ещё, кроме тех, кто в него вложился, то уж точно не за счёт деревьев в центре Москвы.
ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ. Она, как и соседние Театральная с Манежной, не то чтобы утопала в зелени когда-то, но уж на её отсутствие точно не жаловалась. Хотя площади подвергались постоянному улучшению. Отчасти это было связано со вкусами и потребностями каждой следующей эпохи. Но и Неглинка долгое время мешалась: в 1516 г. на Воскресенской площади (с 1918 г. - площадь Революции) находилась плотина, перекрывшая реку. В те же годы по левому берегу Неглинной прошли Земляной Вал и стена Китай-города. Современная площадь образовалась только после заключения реки в трубу, которое случилось в начале XIX в. Кроме Китайгородской стены с Иверскими воротами, часовней и многочисленными лавками здесь тогда находился и Монетный двор. Сейчас на площадь выходит вестибюль ст. м. "Площадь Революции", здание бывшей Городской думы, в котором с 1936 г. находился Музей В. И. Ленина, гостиница "Метрополь". В середине 1990-х гг. были восстановлены Воскресенские ворота и часовня Иверской Богоматери. Чуть позже преобразились остатки Китайгородской стены, откопали Воскресенский мост (он стал главным эскпонатом Музея археологии) и был построен торговый комплекс "Охотный Ряд" на Манежной. Казалось бы, всё - можно разбивать сквер и сажать деревья, но снесли "Москву". И кроме того, что там опять началось новое строительство, это место в настоящее время представляет собой... проезжую часть: чтобы попасть на парковку под "Охотным Рядом", нужно проехать по площади.
ПЛОЩАДЬ НИКИТСКИХ ВОРОТ. Столичные власти не раз озвучивали цифру: в среднем на одного человека приходится 24 м2 зелёных насаждений. Чтобы дышать полной грудью, каждому москвичу необходимо по 30 м2. А в Центральном округе этот показатель - всего 5 м2 (!). И что же? На месте части сквера появляется... фонтан-ротонда "Наталья и Александр Пушкины"и колокольня храма. С исторической точки зрения выбор правильный. Позади памятника - храм Вознесения Господня. Первая каменная церковь появилась ещё во второй половине XVII в. Во времена Екатерины II здесь неподалёку поселился князь Потёмкин, он решил на месте старой церкви построить величественный собор. Для работы был приглашён архитектор Василий Баженов, после его смерти храмом занимался Матвей Казаков. По преданию, здесь хранились брачные венцы Екатерины II и Потёмкина. 18 февраля 1831 г. в притворе ещё недостроенного храма Пушкин венчался с Гончаровой. Собор закрыли 100 лет спустя. Спасла его от сноса память о Пушкине. Не спасла она лишь часть сквера.
ПЛОЩАДЬ ТРЁХ ВОКЗАЛОВ. Труднее всего сохранить деревья, когда приходится реорганизовывать движение. А если этим нужно заниматься часто, то труднее вдвойне. Площадь (раньше Каланчёвская, с 1932 г. - Комсомольская) была образована, когда строили железную дорогу, - во второй половине XIX в. С разницей в несколько лет появились все три вокзала: сначала Николаевский (Ленинградский), потом Ярославский, потом Рязанский (Казанский). Дороги разных направлений пересекались прямо на площади. Лишь в начале прошлого века их решено было поднять на насыпь. В 1930-е гг. площадь представляла собой самое шумное место столицы, поскольку сюда стекались людские потоки, начинающиеся в трёх разных концах страны. И трамваи ходили очень часто, с интервалом в 40 секунд. Реорганизовывать пространство площади приходилось всякий раз, когда на ней появлялись новые здания, магазины, парковки. Сегодня здесь не менее людно, но менее зелено. И от того, что появятся новые парковые зоны в Марьине, Бутове или Митине, здесь дышать легче не станет.
ТАГАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ. Появилась на одном из семи холмов. И хоть в настоящее время принято оспаривать эту легенду, суть вещей в данном случае не меняется: отсюда дороги спускаются в разные стороны. При Борисе Годунове здесь построили Таганские ворота. Они располагались в стене Земляного города и вели в слободу, где жили ремесленники, ковавшие чугунные подставки для котлов походных кухонь - таганы. С XVII в. за воротами возник привозной рынок. В 1812 г. деревянные лавки сгорели, на их месте были построены каменные. Как центральная площадь Заяузья с расположенными здесь фабриками и заводами Таганка стала местом революционных столкновений рабочих с царскими войсками и полицией. В 1905 г. на площади много раз устраивались митинги. Сегодня здесь митинговать сложно: можно попасть под машину. Когда Таганку в советское время реконструировали, холм сильно подрезали, площадь расширили, проложив тоннель и увязав с Садовым кольцом. Потом снова реконструировали, снеся торговые ряды и большую часть старых построек. Зелёных насаждений по-прежнему достаточно. Может быть, потому, что когда-то их было очень много?
КРЕСТЬЯНСКАЯ ЗАСТАВА. Исторически площадь являлась въездом в Москву со Спасской таможенной заставы и соединялась с оборонительным форпостом - Новоспасским монастырём, расположенным над Москвой-рекой. Её застроили малоэтажными зданиями только к началу ХХ в. Но уже через полвека всё снова изменилось: в 1960-1970-е гг. здесь проложили две новые транспортные магистрали (Марксистская - Волгоградский проспект и Большие Каменщики - Пролетарский проспект) и уничтожили историческую застройку. Но Крестьянская Застава выглядела, как сегодня не выглядят даже спальные районы - столько было деревьев. На зелёные пятна власти положили глаз сравнительно недавно, организовав недалеко от площади перехватывающую парковку. Оставлять на ней машины и дальше ехать на метро или троллейбусе москвичи не стали. Потому перехватывающая очень быстро превратилась в самую обычную парковку.
ДА, ГОРОД развивается, и в уже созданных границах ему тесно. Времена, когда москвичи назначали свидания в тени взрослых деревьев, проходят. Там, где раньше хватало двух полос для движения транспорта, сегодня мало и четырёх. А чтобы припарковаться на тротуаре, нужно, чтобы на нём не было деревьев. Сохранить зелёные пятна в Москве можно. Но удаётся это там, где за них борются жители. Те же скверы и скверики, что принадлежат всем, на самом деле не принадлежат никому. А как же насчёт "улучшения состояния зелёных насаждений в Москве"? Может быть, говоря это, власти имеют в виду, что деревьев меньше, но они "качественно лучше"?
Смотрите также: