КОГДА Юрий Лужков возил вдоль Москвы-реки Андреевский и Краснолужский (ныне Богдана Хмельницкого) мосты, никто и предположить не мог, что они станут частью новой пешеходной зоны длиной в 4,5 км. Она протянется от Ленинского проспекта через площадь Гагарина, Нескучный сад, Комсомольский проспект, Девичье поле, площадь Европы, Украинский бульвар, Экспоцентр до... Сити. Но это не единственная новость, связанная с самой знаменитой городской ямой последнего десятилетия прошлого века.
НА НЕДАВНЕМ общественном градостроительном совете при столичном мэре утвердили архитектурную концепцию центрального ядра (главного здания) международного делового центра. И Юрий Лужков по этому поводу сказал: "Необходимо лишь найти инвесторов, которые смогут быстро построить. Тогда работы можно будет завершить к концу 2007 г.". Похоже, строительство Сити вышло на финишную прямую?!
Что будет в Сити
ИСТОРИЯ проекта началась в 90-е гг. с намерения столичного правительства создать специальный деловой центр, который впервые в России (а заодно и в Восточной Европе) объединил бы офисы, жилье и торгово-развлекательные учреждения в одном месте. Для этого со 100 га Краснопресненской набережной вывели порядка 30 предприятий. 60 га этой территории в будущем будет застроено офисными комплексами, современными бизнес- и фитнес-центрами, супермаркетами, аквапарком, жилыми и доходными домами. (Все здания - похожие по сути, но с яркими названиями: "Город столиц", набережная Тауэр, Северная башня, башни "Россия" и "Федерация".) В Сити будет свой Дворец бракосочетаний, вокзал, персональная дорога к аэропорту "Шереметьево" и вертолетная площадка.
Сюда же переедут сотрудники мэрии и депутаты МГД. Началу строительства предшествовал международный архитектурный конкурс, завершившийся, впрочем, тем, что здания до сих пор "редактируют" на градостроительных советах. На последнем, например, выяснилось, что мэрия подросла и теперь состоит из 69 этажей. Как объяснил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, если этого не сделать, все службы горадминистрации не уместятся в новом здании.Что же касается центрального ядра, которое сцементирует деловой центр, то это будет демисезонное пространство размером с три Гостиных Двора. На первом этаже (зона "Зима") устроят каток, парк ледяных скульптур, на втором (зона "Весна") запоют птицы, зацветут цветы и появятся рестораны с вегетарианской кухней. Зона "Лето" превратится в вечнозеленый сад с бассейном, а вот что собой будет представлять зона "Осень" - пока непонятно.
Что мешало Сити
ПРИНЯТО считать, что строительство Сити затянулось из-за финансового кризиса 98-го года. До него успели возвести лишь пешеходный мост "Багратион" и офисное здание "Башня-2000". Потом стройку заморозили на несколько лет и возобновили лишь в 2002 г. За это время выяснилось, что строительство на каком-то этапе не велось в том числе и из-за расхищений средств. По мнению Генпрокуратуры РФ, был украден 1 млрд. руб.
К тому же реализацию всего проекта тормозило то, что интенсивность движения в деловой центр в 2 раза превысит существующую на Садовом кольце в часы пик. Варианты решения пробковой проблемы есть - городской транспорт в виде автобусов и маршруток нужно дополнить мини-метро и скоростной дорогой. А чтобы принимать 10,5-13,5 тыс. автомобилей в час со стороны набережной, со стороны Кутузовского и со стороны Нового Арбата, нужно построить новые дороги, эстакады и развязки. Краснопресненский проспект разгрузит Рублевское шоссе и подъезды к нему со стороны области. Но против шоссе выступают жители, и, вместо того чтобы тянуть проспект, строителям приходится улаживать конфликты с москвичами.
На самом деле главные причины, по которым деловой центр так и не застроен до сих пор, в том, что освоение территорий началось задолго до того, как власти определились, что там должно быть построено. Кого только не отправляли в Сити: и Госдуму, и фондовую биржу. (Но только после намерения построить там мэрию с МГД, так называемый "Правительственный квартал" на 7,5 тыс. чиновничьих мест, удалось распределить свободные участки между девелоперами и инвесторами.) Долго спорили, нужно ли там жилье, ведь у москвичей есть привычка - не жить там, где работаешь, и не работать там, где живешь. (Из строящихся сегодня зданий только в "Городе столиц" будут квартиры.) Потом никак не могли расставить небоскребы в Сити так, чтобы избежать "эффекта Манхэттена", который заставлял бы людей ощущать себя на дне колодца. (Пришлось "Правительственный квартал" задвинуть вглубь делового центра, а на его месте построить ядро.) И наконец, много лет потребовалось для того, чтобы понять - башня "Россия" (высотой 640 м, 115 этажей) в Сити не нужна. Ведь доказано европейским опытом, что содержание зданий выше 60-70 этажей (по разным данным) экономически малоэффективно. (Теперь в деловом центре планируют возведение двух башен, самая большая из которых будет высотой в 400 м.) Но... на сегодняшний день известно, что будет построено на 70% территории Сити, остальные 30% так и ждут предложений архитекторов и инвесторов.