Примерное время чтения: 6 минут
183

Площади съёжились

Площадям в Москве досталось от архитекторов и строителей не меньше, чем улицам и переулкам, бульварам и проспектам. Открытые и просторные, они уплотнялись, как коммунальные квартиры (но не людьми, а магазинами), и засаживались, как садовые клумбы (но не цветами, а домами). И процесс, увы, продолжается.

АРБАТСКАЯ. После пожара 1812 г. ее отстроили в камне, и она превратилась в самую большую на Бульварном кольце. Современный вариант состоит из собственно Арбатской и площади Арбатских Ворот, появившейся в 1993 г. и отхватившей себе ту часть, на которую выходят Воздвиженка, Никитский бульвар и Новый Арбат. Когда главного архитектора Москвы Александра Кузьмина спрашивают о явных неудачах, он отвечает, что Арбатская площадь перечеркнула многое достойное, что было сделано в столице за последние годы. И дело даже не в том, что на месте фонтана разместились машины. Многофункциональный комплекс возле "Праги" (похожий на ресторан, но выше ростом) совершил нечто более вопиющее: "сбил" исторический масштаб Арбата. Теперь эту главную пешеходную улицу столицы, занесённую во все туристические путеводители, отлично видно из окон дорогих офисов и плохо с любой другой стороны.

МАНЕЖНАЯ. Было время, когда такой площади и не существовало. Лет 50 назад по ней ездили машины и трамваи. Позже здесь парковались экскурсионные автобусы. А потом она превратилась в место выражения народной нелюбви к властям, которое заполнялось митингующими так, что было невозможно попасть в Александровский сад. А теперь здесь существует трёхэтажный подземный комплекс. (Когда его возводили, были восстановлены Воскресенские ворота Китай-города, соединяющие Манежную и Красную площади, а также Иверская часовня. Много позже отстроили и сгоревший Манеж.) Это был первый опыт по обширному освоению подземной столицы, равно как и по строительству комплекса, в котором можно перекусить, посмотреть кино и развлечься шопингом, не выходя на улицу. Манежная породила в Москве новый вид площадей - демисезонный. Сегодня их много. Только все они входят в комплект с магазинами, ресторанами, кинозалами.

ТУРГЕНЕВСКАЯ. Она большую часть своей жизни была похожа на патриархальный уголок купеческой Москвы. Назвали её в честь одной из первых бесплатных библиотек - читальни им. И. С. Тургенева. Только вот старинных домов здесь с каждым годом всё меньше, а машин всё больше. Последняя по времени ликвидация возрастного здания произошла совсем недавно: в период строительства театра п/р А. Калягина и соседнего с ним Дома спорта инвалидов. Скоморошный, похожий на терем театр "Et сetera" открылся. А выходящий фасадом на Тургеневскую площадь Дом спорта всё ещё достраивают. Только вот что странно, по мере увеличения этажности он превратился в бизнес-центр с офисами класса "А", магазинами и подземной автостоянкой.

СУХАРЕВСКАЯ. Вообще-то площадей по обе стороны Сретенки две - Малая и Большая. И если на Малой уже мест под строительство не осталось (последнее занял торговый центр с рифлёной крышей), то Большую ожидают серьёзные перемены. Там пока торговым павильоном надстроили подземный переход, а в будущем на месте полноценного сквера намереваются разбить подземную стоянку с магазинами по бокам. Деревья на период строительства спилят, а потом посадят новые. Делов-то: одним сквером меньше, другим торговым центром больше?!

ПЛОЩАДЬ ЕВРОПЫ. Вообще-то, так её стали звать с конца 2001 г. Но для народа это по-прежнему площадь Киевского вокзала. Можно сказать, она - единственная, на которой сначала создали комплекс с фонтанами, колоннами с флагами европейских стран и скульптурной композицией бельгийца Оливье Стребеля "Похищение Европы". (Кстати, если под определённым углом и при нужном освещении посмотреть на скульптуру, можно увидеть силуэт женщины.) А потом подумали и решили, что для завершения облика площади жизненно необходимо наличие торгово-развлекательного комплекса. Да не какого-нибудь, а такого, что будет вдвое больше ГУМа или галерей на Манежной. Говорят, "Европейский" станет даже крупнейшим в Европе. И за право его иметь, инвесторы уже вложили средства в строительство второго выхода ст. м. "Киевская". Комплекс вокруг площади Европы когда-нибудь станет частью ещё более масштабного проекта, включающего в себя несколько пешеходных маршрутов. Но в ближайшем будущем нас ожидает лишь торговый комплекс.

ПЛОЩАДЬ КУРСКОГО ВОКЗАЛА. Появление "Атриума" скрыло от москвичей тело вокзала, а вместе с ним и всю дорожную суету. Собственно, власти рано или поздно должны были убрать из поля зрения горожан бомжей и толпы приезжих. Но когда споры о необходимости строительства торгово-развлекательного центра были в самом разгаре, говорили, что вокзалу нужно иметь более удобные выходы к поездам, дополнительные залы ожидания, транспортную развязку, полуподземные автостоянки, гостиничный комплекс. Другими словами, вокзал не нужно прятать от москвичей, его нужно почистить и осовременить. Но построить ширму в виде громоздкого здания с торговыми галереями и стеклянным потолком оказалось проще и выгоднее, чем ввязываться в реконструкцию Курского. Побочный эффект от появления "Атриума" между тем породил новую проблему - жуткие пробки даже в ночное время, но на время охладил пыл власти клонировать торговый центр перед Белорусским и Павелецким вокзалами.

ПЛОЩАДЬ БЕЛОРУССКОГО ВОКЗАЛА. Необходимость реконструкции площади Тверской заставы, прилегающей к этому вокзалу, стала очевидна при подготовке к Олимпиаде-1980. Однако эти планы не были реализованы по финансовым причинам. Сейчас в стадии реализации проект, который сделает движение по площади бессветофорным. А в нагрузку к этому мы получим... торговый центр. Под площадью появится многоуровневый торгово-развлекательный комплекс с паркингом. При этом нам обещают сохранить исторически сложившийся облик Тверской заставы и даже вернуть на место памятник М. Горькому. Но сдержат ли власти своё обещание, покажет время.

ПЛОЩАДЬ ПАВЕЛЕЦКОГО ВОКЗАЛА. И эту площадь в скором времени ожидает торговый комплекс в виде нескольких павильонов (с восточной и западной стороны), мультиплекса и атриумного пространства с ресторанами. Предполагается освоить 130 тыс. м2 между Садовым кольцом и зданием Павелецкого вокзала. По проекту западный павильон будет связан с пешеходным переходом, соединяющим ст. м. "Павелецкая-кольцевая" и вокзал. Восточный павильон предполагается как главный вход в комплекс с выходом в сторону Шлюзовой набережной. Для удобного заезда на подземную парковку предусматривается перенос трамвайных линий ближе к зданию вокзала.

Каждое новое строительство ведёт к тому, что городское пространство съёживается, подобно шагреневой коже. У москвичей был шанс получить современную, просторную и даже самую большую площадь в Европе. Полтора года назад столичная общественность пыталась предотвратить строительство гостиницы на месте снесённой "Москвы". Но эпоха потребления диктует новые условия жизни. Встречаться возле памятников и гулять по площадям на свежем воздухе сегодня уже негде. Зато в избытке есть где заниматься шопингом, пить кофе, смотреть кино под крышей или в подземелье. А памятники, если мешают, можно и сослать куда-нибудь. Только вот мы сами так захотели или нам демисезонные площади просто навязали?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно