О чем молчат турфирмы

   
   

Покупая путевку, мы научились читать договор. Но, оказывается, и он - не полная гарантия от неудобств.

ОЧЕНЬ часто за скобками договоров остаются недомолвки, о которых менеджеры турфирм предпочитают молчать. Например, Елена М., собравшись в Турцию, выбрала пятизвездочный отель по системе "все включено". Но на месте выяснилось, что супергостиница располагается между двумя строительными площадками. И хотя строительство приостановлено, отдых, проведенный в таких декорациях, Елена сочла неполноценным. Вернувшись в Москву, отправилась в турагентство. Там ей предложили прочитать договор еще раз: "Разве от гостиницы до моря было больше 50 метров? Вам не нравился вид из окна? На всех не угодишь".

Середину лета юристы Московского общества защиты потребителей называют сезоном "разгневанных туристов", которые осаждают турагентства в надежде получить компенсацию за испорченный отпуск. Но это возможно лишь в тех случаях, когда произошло нарушение одного из пунктов договора. Что же касается претензий, не оговоренных в договоре, они относятся к наиболее бесперспективным в судебном отношении. Потому что туристу приходится доказывать, что обстоятельства ухудшили условия отдыха. И тяжба, затеянная из-за неподходящего пейзажа, вряд ли закончится в пользу клиента. А недостатки тура, о которых сотрудники турагентства не предупредили, не имеют никакой юридической силы. Хотя эти "мелочи" способны отравить любой отпуск. Так, бурное строительство, которое ведется на многих курортах Турции, Арабских Эмиратов и Болгарии, предполагает, что ваш путь к гостинице может пролегать между тачками с цементом и грудами кирпича.

ОТЕЛЬ НЕ ТОЙ КАТЕГОРИИ. Многие фирмы, составляя договор, оставляют за собой право заменить отель на равноценный. Основным критерием служит категория гостиницы. Но в отелях одной категории могут быть разные системы питания. В Московском обществе защиты потребителей рассказали про 52-летнюю женщину, которая собиралась подать в суд за то, что отель "четыре звезды" ей поменяли на пятизвездочный. Но выбранная ею гостиница располагалась на берегу моря, а пятизвездочная - в километре от пляжа, и добраться туда можно было лишь автобусом. В результате женщина, у которой больны ноги, побывала у моря всего два раза. Но адвокаты развели руками и посоветовали в следующий раз указывать в договоре название отеля, чтобы избежать недоразумений.

В ОЖИДАНИИ РЕЙСА. Большинство туристов летают чартерными рейсами. Иногда ждать обратного вылета приходится по 6-7 часов. А расчетный час в гостиницах - 12.00. И турист, вылетающий домой вечером, проводит полдня "на чемоданах" в холле гостиницы, а потом еще столько же - в аэропорту. В договорах написано, что в задержке рейса виноват перевозчик. Но, как мне рассказала Елизавета Д., сотрудник авиакомпании, которая совершает чартерные рейсы по заказу туроператоров, "их представители за сутки знают обо всех изменениях в расписании и могут предупредить клиентов. И те же 6 часов путешественники погуляли бы по городу. Вопрос: "Почему знали, а туристов не предупредили?" - повисает в воздухе. Турфирмы не обязаны этого делать".

ОТКАЗ ОТ ПОЕЗДКИ. Туркомпании предупреждают: "Если вы откажетесь от поездки, с вас удержат 50% от стоимости тура". И не упоминают, что турфирма в этом случае не потеряет ни копейки своих денег - у нее остается достаточно времени, чтобы продать вашу путевку другим. Если вы откажетесь от поездки за два дня, фирма, конечно, понесет убытки, но вы потеряете гораздо больше - 98% стоимости путевки. Что делать? Людмила Трифонова, член правления Московского общества защиты потребителей, советует не жадничать и оформить страховку от невылета. Средняя стоимость ее 20 евро. Тогда в случае отказа от поездки по уважительным причинам ее стоимость вам возместят практически полностью.

Смотрите также: