Что наша жизнь? Инстинкт

   
   

Мы привыкли думать, что все наши болезни от нервов. А может, причина лежит глубже и всему виной инстинкты?

ИНСТИНКТАМИ биологи называют врожденные программы поведения. Вот, скажем, двое бизнесменов, начиная переговоры, улыбаются друг другу. У обезьян демонстрация зубов - признак агрессии. И люди воспринимают улыбку не только как сигнал доброжелательности, но и как готовность к отпору. Другой пример. Чего ради жителю Москвы часами стоять с удочкой на берегу Яузы? Охотничий инстинкт.

Москвичу требуется 120 км2 территории

ДОКТОР биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института РАН Виктор Дольник уверен: у каждого из нас есть прародина, которая у всего человечества ОДНА. "Многие виды животных имеют врожденный образ подходящей для них среды обитания. При возможности выбора олень всегда предпочтет лес, сайгак - степь. Исходная среда человека - это саванна Восточной Африки. Небольшие холмы, деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, вблизи есть реки или озера. Попросите москвича, годами не выезжавшего из города, нарисовать тот пейзаж, среди которого ему хотелось бы жить, и он изобразит эту картину".

Вряд ли естественный отбор готовил нас к проживанию в городах-муравейниках, где ежедневно на улицах, далеких от идеального пейзажа, мы встречаем чужаков-незнакомцев. Но если мегаполис далек от нашей прародины, то почему мы не бежим отсюда? Парадокс, но особи объединяются в очень плотные группы для... сокращения численности популяции. Главным занятием для них становится общение. Демографы давно обратили внимание, что плодовитость жителей гигантских городов падает уже во втором поколении. Она снижается до показателя 0,7 ребенка на мать (для воспроизводства необходимо 2,3). Без притока мигрантов такие города в течение двух поколений сокращали бы свою численность в 2 раза.

Понаблюдайте за голубями. На одном и том же пятачке клюют крошки красавцы с ухоженным оперением и грязные, растрепанные птицы, у которых пропало желание ухаживать за собой. Как утверждают ученые, при высокой плотности популяции часть ее непременно "опускается", не заботясь о собственной гигиене. Эти особи становятся носителями инфекций и паразитов. Природа намеренно обрекает часть популяции на вымирание. Разве не можем мы то же самое сказать о столичных бомжах?

А теперь обратите внимание на то, как ласточки, рассаживаясь на проводах, соблюдают между собой определенную дистанцию. Стоит новой птице подсесть слишком близко к товарке, как та повернет к ней клюв и поднимет крыло. Непрошеная гостья тут же отодвинется. Свое жизненное пространство есть у всех животных. У человека, живущего в большом городе, оно постоянно нарушается. Соседи за столиком в кафе и в зрительном зале кинотеатра, пассажиры вагона метро в час пик - присутствие незнакомца в непосредственной близости раздражает, вызывает ощущение "нас слишком много" и провоцирует стычки. "У всех видов при резком увеличении плотности популяции агрессия возрастает многократно, - подчеркивает Виктор Дольник. - Растет доля животных, попавших в состояние стресса и неврозов. Такие особи долго не живут и чаще всего не размножаются".

В дикой природе объем жизненного пространства зависит от массы животного и его плотоядности. Оказывается, человеку весом в 70 кг требуется 3,7 км2 "своей" территории, если он вегетарианец, и добрых 120 км2, если он питается мясом. В таком случае на территории Москвы в 994 км2 могли бы мирно сосуществовать от силы... 9 "тарзанов". А нас тут в миллион раз больше!

Природа не признает равенства полов

НАРУШЕНИЕ частного пространства - не единственный сбой в генетической программе горожан. Например, близких сородичей человека орангутанов инстинкт заставляет выгонять подросших детенышей из стаи. Биологи уверены, что это мудрый и целесообразный инстинкт, и разве не то же самое происходит в... США, да и в Европе, где молодому человеку жить под одной крышей с родителями считается неприличным? У москвичей же эта врожденная программа буксует - видимо, по причине жилищных проблем.

И последнее. Увы, природа давно поставила крест на либеральном эксперименте под названием "равенство полов". Видов, живущих по этому принципу, мало, и ни к чему хорошему половое равенство у них не приводит. Маленькие птички ремезы способны высиживать яйца независимо от пола. Но они не могут решить, кто будет исполнять роль сиделки, и в 30% гнезд кладки погибают. Так уж в природе заведено, что один пол всегда доминирует.

"К сожалению, инстинкты не способны обучаться, - подводит итог Виктор Дольник. - Они могут измениться лишь в результате естественного отбора, но его сейчас в человеческом обществе нет".

Смотрите также: