Примерное время чтения: 8 минут
114

Столичные болячки заСУШИли

ТРУДНО быть горожанином. Порой хоть из дома не выходи. Экологи и медики пугают всевозможными болезнями и напастями. Дескать, городским жителям год от года будет только хуже и хуже, и ничего с этим не поделаешь: сами себе судьбу выбирали, бежали из экологически чистой деревни в шумный и пыльный мегаполис. А тут вам и загрязненный воздух, и сплошные стрессы, и масса прочих "сюрпризов", о которых вы сейчас даже не догадываетесь. Наш корреспондент обратился к медикам с просьбой дать прогноз: какие недуги будут характерны для Москвы спустя лет этак ...дцать? Ну в самом деле, если атипичная пневмония грянула, как гром среди ясного неба, значит, никто теперь не застрахован от новых и неожиданных заболеваний? Урбанизация - достаточно молодое явление. Человечество облюбовало для себя муравейники-мегаполисы всего каких-то полвека назад. На фоне срока жизни цивилизации - сущий мизер. Так, может, зря облюбовало? Может, именно большой город и несет в себе главную угрозу здоровью человека?

ИЗВЕСТНО, что наше самочувствие определяется тремя факторами. На 20% - качеством окружающей среды, еще на 30% - наследственными, генетически передаваемыми признаками. Остальные 50% приходятся на все социально-психологические обстоятельства - воспитание, влияние социума, образ жизни, особенности характера, отношение к миру, людям и самому себе... Да, не зря считается, что добрый и отзывчивый человек, оптимист и филантроп живет дольше. Также очевидно, что оптимизм и добродушие труднее сохранять в условиях большого города. Здесь иной ритм жизни, иная степень доверия друг другу. "Все болезни от нервов, кроме венерических - эти от удовольствия", - гласит расхожее выражение. Неужели это про нас, про москвичей?

Завезенные глисты

ОТМЕТИМ сразу: из трех указанных факторов два уж точно имеют отношение к мегаполису и усугубляют и без того бедственное положение его жителей. Социально-психологические проблемы - это очевидно. Плохое состояние окружающей среды - тоже к бабке за советом ходить не надо. А как насчет генетики? Вдруг мы все - под влиянием нашей дурацкой экологии - медленно превращаемся в мутантов, что станет окончательно ясно лишь спустя 20-30 лет, когда москвичи будут дышать угарным газом на сеансах аромотерапии, а диетологи станут рекомендовать пациентам салаты из одуванчиков, собранных вдоль трассы Ленинградского шоссе?

"Нет, генетика в городе не является определяющей. И Москва как мегаполис - с точки зрения медицинских прогнозов - мало чем отличается от других крупных городов мира: Токио, Мехико, Нью-Йорка, - считает замдиректора НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Юлия Ревазова. - Поэтому нам необходимо учитывать их опыт для того, чтобы говорить о своем будущем. Да, понятно, что будет возрастать количество болезней, причиной которых является СТРЕСС, а это целый букет недугов. Стресс - индикатор не только онкологических заболеваний, но и язвенных, кардиологических, многих других. Несмотря на то что урбанизация - молодое явление, понятие стресса было введено в медицинскую науку еще в начале ХХ века. И сейчас поставить диагноз "стресс" можно по ряду характерных признаков: ослабление иммунной системы, изменение веса надпочечников, наличие язв в желудочно-кишечном тракте. Число городских пациентов с этим диагнозом год от года будет только возрастать. Надо в корне менять подход к своему образу жизни".

В медицинской науке последних лет даже появился новый термин - "качество жизни". Врaчи предлагают обращать внимание на такие составляющие элементы этого понятия, как малоподвижность, неправильное питание и психологическая дисгармония с самим собой. Все они тесно переплетены. Скажем, малоподвижность чревата для мужчин аденомой простаты, но к этому же заболеванию приводит избыточное питание. Аденому, безусловно, можно считать болезнью будущего, хотя уже сейчас ею страдают 80% мужчин пожилого возраста, а в больших городах гиперплазия предстательной железы встречается уже у тридцатилетних.

Неправильное питание - еще один бич мегаполиса. Конечно, не все могут позволить себе фрукты и овощи в зимние месяцы, но покупать квашеную капусту на рынке (а в ней содержится много витаминов) способны даже малообеспеченные горожане. Наконец, совсем нетрудно заморозить на зиму дикорастущие ягоды (калину или рябину), собранные в подмосковном лесу. "У нас однообразное питание. Ожирение стало проблемой для многих американцев, да и в Москве людей с избыточным весом хватает, - продолжает Юлия Ревазова. - Правда, куда опаснее, чем культ хот-дога, является мода на питание. Это ужасно. Японцы веками едят морепродукты и термически необработанную рыбу - для них это естественно и генетически оправданно. А мы моды ради глотаем эти суши и даже не задумываемся, что можем нарваться на глистов, с которыми наш организм не в состоянии будет справиться! В выборе блюд надо соблюдать большую осторожность. Гены, участвующие в утилизации пищевых продуктов, у всех народов разные. Нарваться на какую-то экзотическую патологию - проще простого. Кстати, вы знаете, что в Москве есть Институт тропических болезней? Во времена СССР там студентам показывать было нечего. Так, завезет иногда какой-нибудь дипломат непонятную заразу... А теперь институт строит себе новый корпус! Процветают, материала у студентов хоть отбавляй!"

Сюрпризы из "котла"

ИМЕННО генетические исследования в конечном итоге должны определить, какие болезни поджидают наших потомков. Общество стало более интернациональным, мировые столицы превратились в грандиозные "плавильные котлы". Через прозрачные границы в мегаполисы потекли многомиллионные потоки мигрантов и беженцев. Генофонд больших городов становится все более разнообразным, а ведь от него в значительной мере будет зависеть здоровье жителей. "Геном человека расшифрован, но к чему приведет глобальное смешение рас, сказать невозможно. Физиология этого генетического взаимодействия пока неясна. Определить ее - и есть медицинская задача нового века. Во всяком случае, понятно, что болезни становятся мультифакторными - на их природу, возникновение и распространение влияет очень многое", - подчеркивает Ревазова.

О том, что генофонд москвичей претерпел значительные изменения за последнее десятилетие, наш еженедельник уже писал. Ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН Ольга Курбатова предупреждает, что динамика многих болезней в столице может измениться. В качестве примера приводит малярию: "У жителей Закавказья и Средней Азии в 20 раз чаще, чем у представителей средней полосы России, встречается наследственное заболевание крови, вызванное мутациями гена гемоглобина. У южан есть ген устойчивости к малярии, выработанный веками, а заболевания крови являются его "побочным продуктом". Получается, что жителям Москвы труднее противостоять этой болезни, чем людям азиатских национальностей".

А малярия уже становится для нас заурядным явлением. Если с 1952 по 1973 г. местная малярия в Первопрестольной вообще не регистрировалась, то в 2002 г. половина всех зафиксированных в России случаев пришлась на Москву и Московскую область. Столичный регион был признан самым неблагополучным. Появился термин "дачная малярия" - так называют эту болезнь, завезенную строительными бригадами из Таджикистана. По наблюдениям энтомологов, сам процесс урбанизации резко увеличивает численность популяций кровососущих комаров, даже приводит к возникновению специализированных городских рас. Значит, могут появиться новые, более эффективные переносчики болезней. К слову, вирус лихорадки Западного Нила, который передается городскими комарами, уже вызвал эпидемию в Нью-Йорке. В России пока отмечено несколько случаев этого заболевания. Мы о нем почти ничего не знаем. В то же время отечественные эпидемиологи предупреждают: в силу ряда причин мы можем столкнуться с такими трансмиссивными болезнями, как клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка, болезнь Лайма.

От стресса к эпилепсии

ИНТЕРЕСНО, а способен ли в условиях плохой экологии мегаполиса родиться какой-нибудь новый "монстр" - грозный вирус-убийца, с которым наука раньше не сталкивалась? "Нет, - твердо заявляет Юлия Ревазова, - ни протечки канализации, ни обилие крыс в подвалах не могут привести к появлению какого-то неизвестного микроорганизма. В принципе вирусы и так постоянно мутируют - каждую зиму мы ждем новых возбудителей гриппа. Любому москвичу, который заботится о своем здоровье, важно другое - необходимо осознать, что именно он хочет и чего может добиться в жизни. Не надо ставить себе неразрешимых задач, надо довольствоваться тем, что у вас есть. Все-таки от проблемы городского стресса нам никуда не уйти. Пример остальных мегаполисов показывает это. Почему японцы не страдают ожирением, как американцы? Потому что они действительно медитируют, глядя на ветку сакуры, и имеют возможность пнуть ногой чучело своего начальника где-нибудь в туалете. А разбалансированность организма, в том числе на нервной почве, - главная предпосылка для вхождения в болезнь. У городского жителя должна быть такая позитивная установка: я хочу быть здоровым, и я буду им. Никакая престижность проживания в пределах Садового кольца не может отнять у вас права дышать свежим воздухом. Лучше переехать в менее престижный, но зеленый район и таким образом сохранить если не свое здоровье, то здоровье детей".

Не потому ли в последние годы на улицах Москвы все чаще встречаются душевнобольные, которые разговаривают сами с собой или агрессивно кричат на прохожих? Не являются ли эти несчастные прообразом будущего городского жителя? Может, урбанизация нам другого выхода и не оставляет?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно