Платная медицина перемешалась с бесплатной

   
   

Сложившаяся сегодня система здравоохранения выгодна всем, кроме пациентов.

НАШЕЙ читательнице Вере Н. потребовалась консультация маммолога. Она заранее получила талон и пошла на прием в маммологический диспансер (таких только два на всю Москву!). "Несмотря на талон с указанным временем, пришлось просидеть в очереди два часа. Потому что вне очереди прошли 14 человек! Все они обслуживались за деньги, поэтому имели преимущество. Но почему?" Увы, в подобной ситуации оказываются многие москвичи, которые пользуются услугами бюджетных поликлиник и стационаров. Во многих учреждениях теперь, как правило, две очереди: быстрая - для тех, кто платит, и медленная - для остальных. Причем вторая из-за первой вытягивается в многочасовую.

Две очереди

ПЕРВЫЕ прейскуранты появились в московских гослечебницах в конце 80-х. Потом, в 1996 г., Правительство РФ решило навести в этой сфере порядок и приняло постановление N 27 о платных услугах в медицинских учреждениях: за деньги могут оказываться только те медуслуги, которые не входят в ежегодно утверждаемый правительством перечень. (Обратите внимание: в этом перечне есть практически все, кроме, например, пластических операций или зубопротезирования.)

Столичный Департамент здравоохранения провел свою проверку, которая обнаружила, что некоторые услуги предоставлялись без соответствующего разрешения, скорую помощь оказывали за деньги, с населением рассчитывались без чеков и т. д. Бороться с этим решили при помощи утвержденных правил предоставления платных медуслуг (приказ N 446). Поликлиники и больницы должны рассказывать пациентам о платных и бесплатных услугах, вывешивать прейскурант. На качество и доступность бесплатного здравоохранения платное влиять не должно. За деньги оказываются только те услуги, которых нет в гарантированной программе и целевых комплексных программах Департамента здравоохранения. Лечить вас за плату врач должен в свободное от основной работы время. Вы можете получить за деньги место в больнице на специально отведенных для этого койках. Все это, несомненно, регламентировало процесс, только факт остается фактом: платники теснят бесплатников в поликлиниках и больницах. Очередей все равно две.

Платная и бесплатная медицина сегодня перепутались, превратившись в жуткий коктейль. Такую ситуацию еще 10 лет назад можно было понять. Не было корпоративной страховки, и люди, как сельди в бочки, набивались в районные поликлиники. Частная медицина только выходила на рынок: даже тому, кто хотел платить, чтобы не толкаться со всеми, было некуда пойти. У госполиклиник и больниц не было денег, им нужно было как-то выживать. Но сегодня многие проблемы удалось решить. Почему же до сих пор в бесплатных в принципе поликлиниках и диспансерах оказывают платные услуги?

Страховщики не защищают, а обворовывают

"В НОРВЕГИИ здравоохранение полностью бесплатное. Страна, входящая в пятерку государств с самым высоким доходом на душу населения, может себе это позволить, - рассказывает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. - В Англии есть и частные клиники, и государственные для необеспеченных слоев населения. В США медуслуги оказываются только за деньги. Но там, как во Франции и в Германии, отработана система страхования". Работает она так: француз или немец платит страховой компании, например, 50 долл. - он страхует свой риск понести затраты. Если клиент заболеет, его будут лечить бесплатно. Человек чаще всего пользуется услугами одной компании в течение жизни, и к тому же пользуется скидками, спецпредложениями. Свой счет в медицинской страховой компании можно завещать детям или внукам. Во многих европейских странах, в США распространена схема, при которой медстраховку сотрудников оплачивает их предприятие. Часто условия договора включают страхование не только самого работника компании, но и его семьи, родителей, детей.

Страхование пытаются организовать и у нас. В теории при госсистеме здравоохранения за пациента взнос платит не он сам, а государство. На деле - не так. Страховщики забирают часть денег, выделяемых государством на здравоохранение, и отдают их лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ), при этом срубают свои проценты за банковские операции. Никаких рисков они не страхуют и своих денег в процесс не вкладывают. Более того, единственным контролером больниц и поликлиник должен быть страховщик. Ему выгодно, чтобы его клиенты меньше болели и реже лечились, а он платил меньше денег. У нас страховщики и ЛПУ связаны договором. Поскольку все деньги государственные и тем и другим выгодно, чтобы средств проходило как можно больше. Контроль не действует вообще.

Анекдоты на тему

Психотерапевт рассказывает: "Я диагностирую по пятнам Роршаха. В них сексуальный маньяк видит девку, садист - кровь, шизофреник - страшилищ и так далее. Приходил новый русский, посмотрел на пятна и говорит: "Нет, доктор, у меня сегодня на лечение ТАКИХ БАБОК НЕТ!"

Покупатель в аптеке просит лекарство от икоты. Аптекарь: "Пожалуйста, 800 руб." - "А подешевле?" - "Ну вот, за 300..." - "А еще дешевле?" Аптекарь бьет посетителя по морде. Тот: "Вы что, ошалели?" - "Все нормально, теперь у вас нет икоты".

Алгоритм выживания

1. Система страхования должна быть эффективной. Известно, что крупные страховые компании принадлежат большим чиновникам от здравоохранения. Может быть, поэтому эти конторы, ничего реально не делая, так удачно живут на проценты?

2. Отделить бесплатную медицину от платной. В одной очереди не могут сидеть пациенты двух "сортов".

3. Почему те москвичи, которые могут заплатить за свое лечение, несут свои деньги в бесплатные поликлиники, хотя им самим было бы комфортнее прийти в частную клинику? Сегодня многие люди не доверяют "негосударственным" врачам. Известно, что они стремятся обнаружить у своих пациентов побольше "болячек", чтобы выкачать как можно больше денег. Следовательно, разгрузить бесплатные поликлиники поможет и контроль за негосударственными. Если люди будут знать, что там их не обидят, часть платной очереди перейдет к частникам. Кроме того, необходима единая справочная система по государственным и частным медучреждениям. Причем бесплатная, чтобы избежать прямой рекламы каких-то клиник.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Людмила СТЕБЕНКОВА, депутат Мосгордумы:

   
   

- ПЛАТНОЕ и государственное здравоохранение нужно четко разделить. Те люди, которые готовы платить за дополнительный сервис и не хотят стоять в очереди, имеют право лечиться в частной клинике. В столице их все больше. Для остальных людей здравоохранение должно быть бесплатным. Мы не имеем права выкинуть за борт тех, кто не может платить за свое здоровье. Федеральный законопроект предлагает оказывать платные и бесплатные услуги в одной поликлинике. Это неприемлемо, потому что обязательно приведет к злоупотреблениям. Слишком большой соблазн для врачей брать деньги за все подряд. И уже сегодня мы нередко наблюдаем такие случаи. Пациенты не знают, за что они должны платить, а за что не должны, как защитить свои права. Некоторые недобросовестные доктора этим пользуются. Если у вас сомнения, правомерно ли вам предлагают платную услугу в районной поликлинике (быть может, ее должны оказывать бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования?), - позвоните в страховую компанию, телефон которой указан в вашем полисе.

Смотрите также: