Теперь на кухнях читают стихи

   
   

У актрисы Ольги ВОЛКОВОЙ даже в летний "несезон" очень напряженная жизнь - то репетиции, то вечерние спектакли (а их в антрепризе "La. Театр" Вадима Дубровицкого у нее несколько), то представление на подмосковном кинофестивале в Ногинске нового фильма "Дура" с ее участием.

- ЗДЕСЬ, в Москве, такие скорости жизни бешеные! Живу в этом городе уже десятый год, привыкла, хотя в Питере, откуда переехала, скорости другие. Мечтала о прыжке в Москву, посягала на нее очень давно и даже была в свое время приглашена в Театр им. Маяковского Андреем Александровичем Гончаровым. Понимаете, чем для актеров притягательна Москва: здесь такие традиции, разные, и больше возможность выбора.

- Но, переехав в столицу, вы так и "не прикрепились" ни к одному стационарному театру. Почему?

- Проработала в ленинградском БДТ 24 года. Счастлива, что довелось работать с Георгием Александровичем Товстоноговым. Но... Один свой спектакль я играла 18 лет, другой - 13. Претензий никаких - большая труппа, 85 человек, и каждому нужно хотя бы раз в месяц выходить на сцену. Устала от однообразных ролей. Уже не могла читать в ремарках ролей "истерический хохот, слезы, обморок"! Или - "истерические слезы, хохот, обморок". Не могла все это играть, это же такое насилие над актерским организмом!

- Мне рассказывали, что на съемках "Дуры" вы помогали молодым актерам. У вас своя система?

- У меня в Ленинграде был замечательный учитель - Зиновий Яковлевич Корогодский, вот у него была школа! Актеров надо учить максимум два года, а не четыре, как сейчас. Не нужно их нагружать теорией, давать лишь азы культуры, литературы, искусства, а сразу же давать им играть. И смотреть как можно больше спектаклей. А еще современные актеры должны владеть языками, пластикой, уметь носить костюм - с этим сегодня очень плохо.

- Этому научить можно. А вот чему нельзя?

- Любить театр. Этим заразить нельзя.

- То есть, по Станиславскому, любить искусство в себе, а не себя в искусстве?

- Нет-нет, пусть уж лучше любят себя - как часть спектакля, фильма. А то ведь те, кто так любит искусство в себе, так с этим искусством в себе носятся, что иной раз плюнуть хочется: как они чванливы, как раздувают ноздри! И в этом нет по-настоящему страсти. А именно страстью к театру заразить нельзя. Вот кажется: ну и что, вышел - и сыграл! Это неправда, так не бывает. Потому что ремесло актерское - это и пластика, и музыкальная культура, и речь. А молодым это часто, как им кажется, не нужно. Когда я и мои коллеги разминаем голосовые связки, "мычим" по полчаса перед спектаклем, молодые смотрят на нас с большим удивлением.

- Ну правильно! Зачем мучиться, если нынче так легко стать популярным?

- Но популярность не равна таланту! А порой и противоположна. Популярность - сколь счастливая вещь, столь и опасная. Она дает чувство, что это навсегда, и человек теряет ощущение себя, истинного. А потом может упасть в никуда, потому что осточертеет публике. И это происходит, если актер не меняется, не растет, не ищет, а тиражирует себя. Но "медийные артисты", поп-культура - это все рано или поздно кончится. Все вернется. Сегодня люди снова начинают собираться в каких-то подвальчиках, что-то ставить, играть. Культура опять ушла в андерграунд. Ну в самом деле, не пойдешь же читать классику на Арбат! Мы снова сидим теперь на кухнях. Среди моих друзей есть люди иного круга, состоятельные, и они говорят: давайте соберемся, почитаем стихи! Никуда это все не делось, ничего не девальвировалось. Все вернется, попса уйдет. И это не мой природный оптимизм, это закон жизни. И в мое время были стиляги с "коками" на голове, но они же выросли, стали папами и мамами. И те, кто сегодня делает все эти тату, пирсинги, вшивает в кожу металлические "ирокезки", тоже вырастут и станут папами и мамами. Вот только, извините за натурализм, куда они денут потом все это на своем теле, на уже обвисших к старости его частях?

- Вы думали о какой-нибудь иной профессии, кроме актерской, в юности?

- Мечтала стать археологом. И однажды испытала себя в этой профессии, поработала на раскопках, в жару, копалась в каких-то черепочках... Но ведь и актерство - это то же самое, я тоже копаюсь в своих персонажах. Стараюсь отыскать в них что-то, зацепиться, а уж потом приодеть, приобуть. Но сначала - глубокая разведка. Как в археологии.

Смотрите также: