Пять лет назад в Москве возле метро "Пушкинская" произошел теракт. Огненная волна ураганом пронеслась по подземному переходу.
ПОГИБЛО 13 человек. Пострадало 118. Что сейчас происходит на траурном месте?
18.04 - то же самое время, когда прогремел взрыв. Плотный людской поток подхватывает меня в переходе. Мимо мелькают палатки с цветами, кассетами, одеждой, очками. Люди спешат.
Я останавливаюсь на месте взрыва, перед памятной доской из серого мрамора. Слева и справа горят два светильника, у подножия лежат свежие розы. Каждое утро обязательно кто-нибудь приносит цветы. Былое горе не уходит из памяти пострадавших и тех, кто торгует поблизости.
- Что вы?! Если б я в то время работала, то мы бы с вами сейчас не разговаривали, - говорит Татьяна Васильевна, продавщица кожгалантереи из палатки наискосок от мемориала. - За исключением одной продавщицы все сменились. Мы же на костях стоим! Часто кто-то идет мимо памятной доски - крестится.
После теракта власти заявили, что примут меры безопасности: запретят продавать легковоспламеняющиеся товары, установят камеры, уберут урны, палатки оборудуют системой огнетушения и кнопкой вызова милиции.
Камеры действительно есть: с потолка на меня смотрит черный глаз. Таких зрачков в переходе - штук 10-15. Я захожу в комнату охраны. Перед двумя мониторами сидят трое. "Мы - частное предприятие, - говорят секьюрити. - Охраняем киоски. А за переходом следит милиция". Впрочем, видеозаписи ЧОПа на руку правоохранительным органам - раз в три дня их выборочно отсматривает сотрудник прокуратуры.
Дозор милиционеров состоит из 3 человек. Раньше было 7, но сейчас людей не хватает.
- После теракта продавцов обязали принимать товар только в распакованном виде: никаких закрытых коробок, - рассказывает капитан милиции Илья Климченко. - Также запрещено брать предметы на хранение. За нарушение правил можно поплатиться и разрешением на торговлю.
Запрещенных товаров здесь не сыскать. В "сигаретах" нет спичек и зажигалок (правда, за исключением одной палатки), в "парфюмерии" - духов и спреев. Урн в переходе тоже нет, а на стенах надписи "не курить", "не пить". Кучкующихся людей милиционеры стараются спроваживать. Так что оставить вещи в переходе достаточно сложно. Но людям это удается. Чаще всего забывают дипломаты и пакеты возле киосков.
"Обнаружив предмет, мы сразу проверяем его металлодетектором, - хлопает по черной лопатке, висящей на бедре, сержант Александр Баршев. - Если пищит, вызываем группу немедленного реагирования, кинологов с собаками. Недавно на станции нашли большую хозяйственную сумку. Тут же поместили ее во взрывозащитную камеру (металлический ящик, имеющийся на каждой станции). Приехали специалисты, "просветили" объект, и оказалось, что сумка какого-то гастарбайтера - внутри тряпье и железный мастерок".
Еще, по словам милиционеров, в последнее время разошлись телефонные террористы, сообщающие о том, что метро заминировано. "Задействуется множество людей, а им потеха", - злится капитан Климченко.
Жаль, что память и уважение уходят из наших сердец, а для некоторых превращается в повод для забавы. Не зря европейцы ставят на подоконник зажженную свечу. Ведь тот, кто ее зажег, вряд ли потом останется равнодушен к чужому страданию.