ТРЕТЬЕ транспортное кольцо построили, согласуясь с мировыми стандартами. Разметка, указатели, ярко освещенные тоннели. В последних, как и полагается, - двери аварийного выхода. Если что случится в тоннеле - вам сюда! "Но не тугие ли двери, смазаны ли петли, сможет ли их открыть, к примеру, хрупкая блондинка?" - задались такими вопросами мы и отправились эти двери проверять. Результат оказался неожиданным.
В поисках выхода
ДЛЯ ПРОВЕРКИ была выбрана самая навороченная развязка Москвы - пересечение Третьего транспортного кольца и Кутузовского проспекта. Четыре уровня длиной более 600 м, шесть тоннелей, ширина главного транзитного тоннеля - больше 10 метров, словом, Критский лабиринт. Собравшись с духом, медленно заползаем в недра развязки. На автомобилистов, тыкающих в нас пальцами, не обращаем никакого внимания, нам бы с узкого бордюрчика в 40 см не свалиться. А вот и первая дверь. Дергаем. Закрыто! Дверь следующая. ЗАКРЫТО!!! Ползем дальше и видим чудное зрелище - стрелочки навязчиво показывают, как выбраться на свободу пешеходу. Но воспользоваться этими советами невозможно. Между тоннелями прорублены проходы, над которыми эти указатели и расположены, и вдалеке в просветах между несущимися машинами видна заветная дверь аварийного выхода. Значит, так. Попал в аварию, в шоковом состоянии вылезаешь из покореженного автомобиля и бодрым шагом идешь через все тоннели согласно оптимистичным рисункам. С таким же успехом можно перебегать трассу Формулы 1, шансов ноль, поэтому мы даже не попытались это сделать.
Выйдя на свежий воздух, грязные, как шахтеры после смены (а вы попробуйте не прижиматься к грязной стене, когда идете по узенькому бордюру), мы решили подергать двери выхода в стеклянных стаканах над тоннелем. И здесь закрыто! Но тут перед носом у нас оказались два стража порядка, видеокамеры, которых в развязке предостаточно, успели засечь наши беспорядочные действия. Увидев редакционные корочки, милиционеры были явно разочарованы, но на всякий случай, перегнувшись через перила, проверяли, не высмотрели ли мы в тоннеле чего-нибудь особо важного и тайного. И помчались встречать явно нетрезвого гражданина, непонятно как очутившегося внутри тоннеля и уже выходившего из него. А мы тем временем продолжали дергать за ручки двери, сокрушаясь при мысли о том, что, подобно нам, пострадавшие будут тыкаться в закрытые двери аварийных выходов. ВСЕ ДВЕРИ СВЕРХУ И СНИЗУ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ!
Замки снять!
СЛЕДУЮЩИМ этапом был звонок в ГИБДД с невинным вопросом: как должны работать аварийные выходы в транспортных тоннелях? Найти ответственных в этом ведомстве не удалось. В конце концов на наш вопрос ответил заместитель директора специализированного предприятия "Гормост" Владимир Федосеев. Оказалось, что двери должны быть открыты всегда, но работают они в одностороннем режиме. Вот почему мы не могли попасть в коридорчик аварийного выхода с улицы. Умная дверь не пускает ни журналистов, ни любопытных прохожих, ни бомжей, жаждущих погреться и переночевать. Правильное решение. Но так и не стало ясно, почему были закрыты двери внутри тоннеля. Как сказал Владимир Федосеев, если аварийный выход закрыт, это вина служб, отвечающих за эту развязку. Надеемся, что после этой публикации все двери в тоннелях откроют, а заодно проверят и все остальные столичные развязки. Может, еще где-нибудь двери на замке?