Александр Кузьмин: "Время оттирать жемчужины"

   
   

Бурно радоваться красивым и недавно построенным школам, жилым домам, гостиницам, торговым и офисным центрам в Москве принято накануне Дня города. Но некоторые из этих зданий создают городу и проблемы, например транспортные.

О ТОМ, сколько можно строить и удастся ли реализовать самые амбициозные планы столичных властей, мы беседуем с главным архитектором Москвы Александром КУЗЬМИНЫМ.

- В РАЗГОВОРЫ о том, что свободные площадки под застройку скоро кончатся (в центре уж точно), не верю. Может замереть центр Праги, потому что он размером с наш Кремль. Но Москва как развивалась, так и будет развиваться. Генпланом предусмотрена реконструкция порядка двухсот кварталов сложившейся застройки. Больше того, по предварительным оценкам, в городе есть место для строительства как минимум 70 млн. м2. Чтобы оценить, много это или мало, достаточно посчитать, сколько построено в Москве за последние 15 лет. А за это время, например, только жилья возвели 55 млн. м2. (Это более четверти того, что построено в городе за 858 лет. - Авт.)

- Откуда возьмутся свободные площадки? Застроим домами все заводские территории?

- Неэффективно используемые промышленные зоны - один из резервов. Застроить поляну - больших мозгов иметь не нужно. А в промзонах работы не на год и не на два. Сейчас они занимают 21 тыс. га. К 2020 г. их станет меньше почти на четверть. И освоение требует огромных затрат: чтобы занять промзоны новыми домами, нужно сначала расчистить от мусора, производство перенести в другое место.

- И только потом застроить панельным жильем...

- В Москве, кстати, 60% зданий построено по индивидуальным проектам. И не только жилых домов, но и школ, и гостиниц. И я этому очень рад. Я вообще считаю, что каждому времени - своя архитектура. "Панель" должна уйти из Москвы вообще. Да и в области от нее стоит отказаться. Где природа, там не нужны 17-этажные коробки.

После Военторга скандалов не возникало

- СОЧЕТАЕТСЯ ли современная застройка с исторической?

- Да, когда дело касается садово-паркового искусства. Природа выступает естественным разграничителем между исторической застройкой и современной. Петровский путевой дворец на Ленинградском шоссе окружен парком, "Царицыно" находится в лесном массиве, у Люблинского дворца также есть свой парк и пруд. Юрий Лужков любит повторять: "Кузьмин, нельзя нарушать законы, особенно те, которые сам и придумал". Речь идет о том, что в Москве действует закон по охране культурного наследия. И при реставрации любого памятника мы стараемся его соблюдать, даже если некоторые инвесторы против. И похоже, нам удается: после истории с Военторгом скандалов не было. Мне кажется, что споры в городе перешли на другой уровень. Раньше решали такой вопрос: сохранять историческое здание или строить на его месте новое? Сегодня размышляем лишь над тем, как сохранить.

- Похоже на это. Даже восстановлением сгоревшего Манежа почти все остались довольны.

- Теперь самый важный объект - Петровский путевой дворец. Жду не дождусь, когда его закончат. Кстати, он тоже связан с пожаром, правда, 1812 г. Там Наполеон ночевал, когда горела Москва. В новой жизни Путевой дворец станет Домом приемов. Иностранные делегации высокого уровня, приезжающие с официальным визитом в Москву, смогут останавливаться здесь. Из покоев наследника сделают VIP-зону, флигели будут доступны для экскурсий. В гостинице будет столько мест, сколько было исторически. Надеюсь, что к концу 2006 г. работы будут закончены. Конечно, хорошо бы, чтобы через парк вокруг дворца перестал транспорт ходить. Для этого надо сделать "прокол" под Ленинградским шоссе в створ улицы Серегина. Но когда мы решим эту проблему, честно, я не знаю. Наверное, ее нужно включить в программу дорожно-мостового строительства. (Ею до 2010 г. предусмотрено строительство 150 км улиц и дорог, 85 пешеходных переходов и двух пешеходных мостов. - Авт.)

- Усадьбу "Царицыно" наконец отдали Москве.

- Из-за этой дележки: чей памятник - московский или федеральный - мне стало скучно работать с ними. Чувствую, что многие проявляют интерес не к сохранению наследия, а к возможной его приватизации. Что касается "Царицыно", то мы действительно приступили к реставрации. Предполагается сделать здесь крупный выставочный комплекс и завершить на территории строительство всего того, что не успела Екатерина II. К Дню города мы презентуем благоустроенную территорию с цветниками и клумбами. Считаю, что настало время оттирать жемчужины, приводить в порядок памятники архитектуры и культуры. Ведь их больше, чем кажется. Например, мало кто знает, что рядом со строящимся деловым кварталом "Москва-Сити" в парке "Красная Пресня" находится заброшенная усадьба "Студенец", по имени впадавшего в Москву-реку ручья. (После 1812 г. она принадлежала графу Закревскому, генерал-губернатору российской тогда Финляндии, с 1848 г. ставшему московским генерал-губернатором. - Авт.) Здесь планируется отреставрировать главное здание и флигели, а также мосты и каналы.

Сити: раз, два

- ВЫ вспомнили про Сити. Его еще не достроили, хотя все заняты этим больше 10 лет, а уже заговорили про Сити-2.

- Что касается делового квартала, то на всех участках идет строительство. Хотя и не так быстро, как хотелось бы. Но с точки зрения задуманного все неплохо. Объект Сити-2 я называю Сити+. Это развитие делового квартала вширь.

- Эти крупные объекты успеют вырасти к 2007 г.? У нас принято говорить о преемственности власти, а о преемственности в архитектуре даже думать не принято.

- Мне никто не сообщал, что в 2007 г. наступит конец света. Если придет такой человек, который захочет изменить все полностью, ему придется считаться не только с общественным мнением, но и с интересами инвесторов. Нельзя перестать что-то строить только потому, что новому мэру не понравился проект. Сложности какие-то будут. Например, вы будете брать интервью у других. Но в остальном я - оптимист. В отличие от социалистических лидеров капиталистическим намного сложнее. Тогда все держалось на идее, теперь все зависит от денег.

Смотрите также: