Примерное время чтения: 5 минут
178

Нужны ли Москве небоскребы?

ЕЩЕ 10 лет назад высотки в Москве можно было пересчитать по пальцам. Но в последнее время они растут и растут. Запоздалое подражание западным стандартам? Но небоскребы - не то, чему стоит завидовать. И сентябрьские теракты в Нью-Йорке тут ни при чем. Отказ от строительства высотных зданий - архитектурная тенденция последних десятилетий в Америке и Канаде. И не только потому, что понастроили там много, деревья сажать негде. Небоскребы перестали возводить прежде всего по экономическим соображениям: содержать здания выше 60 этажей экономически невыгодно. В Европе же повального увлечения высотками и не было никогда. Другое дело - третьи страны. Малайзия, например, в столице которой находится самый высокий небоскреб. И мы вот теперь высунулись: из 20 зданий комплекса Сити одно будет выше всех в мире - 600 м, или 115 этажей.

Новые старые архитекторы

В СРЕДЕ академиков архитектуры сложилось мнение, что без новых "вершин" не может Москва претендовать на роль крупнейшей столицы мира. А очень хочется. Потому к семи сталинским высоткам нужно было построить еще. И побольше. Восьмая под названием "Рублевские ворота" должна была появиться недалеко от правительственной трассы. Проект по причине экономической беспомощности так и не был реализован, но из него вырос еще один - 60 высоток в срединном поясе столицы, где-то между Садовым и Третьим транспортным кольцом. На "Новое кольцо" по-старому нет денег, но первые 5-6 домов еще не теряют надежды быть построенными к 2005 г. И не забывайте про 20 высоток Международного делового центра "Москва-Сити", для строительства которых все еще разыскивают инвесторов.

Почему только с высотками Москва может претендовать на звание города будущего? Потому что так решили уважаемые (в смысле возраста) в городе люди. Архитектурная наука, а вместе с ней и архитектурная мысль состарились одновременно. Решения сегодня принимают те, кто вырос на сталинской архитектуре. Например, создатель высотной концепции Сити Борис Тхор - одновременно и автор проекта Дворца советов с фигурой Ленина (Сталина) на шпиле, участвовал в разработке комплекса проспекта Калинина, который называют "вставной челюстью" Москвы. Борис Палуй, придумавший Межбанковскую валютную биржу, пытающуюся найти свое место на 2-й Поклонной улице, с 1951 г. руководит одной из мастерских "Моспроекта-2". Эту возрастную проблему архитектуры усугубили законы. По закону об архитектурной деятельности иностранцы не строят в Москве без так называемого сопровождения. Любой проект западного мастера предполагает наличие российского соавтора. Поэтому наши архитекторы предпочитают съездить за границу за идеями и потом, доработав творчески, воплотить их на столичной почве. Так что мода на высотки - это долгожданное воплощение мечты некоторых столичных архитекторов начала ХХ века, а вовсе не современные тенденции в архитектуре, как нас пытаются убедить.

Однако оригинальные проекты все же попадаются. Так, мастерская Сергея Ткаченко придумала на пересечении Малой Бронной и Ермолаевского переулка Millennium house - дом в форме яйца. (Помнится, Марат Гельман собирался выстроить в Вифлееме родильный дом в такой же форме.) Дом Тысячелетия венчает многоэтажное яйцо на подставке из античных колонн. Его, правда, нет в Генеральном плане Москвы, тогда как другие высотки есть. Вот и получается, что оригинальная архитектурная мысль не может пробиться на улицы Москвы, не пускают свои же.

Новые старые проекты

СТАЛИНСКИЕ высотки - это в какой-то степени образ благополучия, созданный советской пропагандой. Высокие потолки - под 4 метра, большие квартиры, один подъезд и небольшое - читай избранное - общество соседей. Размахивая этим старым образом, как флагом, столичные строительные компании начали массово возводить в городе жилые многоэтажки. Только советскую мечту пришлось немного осовременить: потолки уменьшились до стандартных 2,7 м - максимум 3 м, счет подъездов идет на десятки, соседей - на тысячи! Достаточно посмотреть на широко рекламируемый комплекс "Алые паруса". Риэлторы уверяют, что квартир в нем осталось немного. Но зачем тогда понижать их стоимость? А психологический климат? Жизнь в муравейнике еще никогда не была символом благополучия и безопасности.

Строительство высоток на Соколе приостановлено из-за неверно оформленных документов и недовольства жителей соседних домов. Но практика показывает, что выражать недовольство москвичам рано или поздно надоедает, а потому строительство будет вскоре возобновлено. А сколько подобных проектов на очереди! Только в ближайшее время будет продолжено строительство высоток у Павелецкого вокзала и на Кутузовском проспекте. Все эти дома относятся к категории "элитное жилье", которое при себестоимости 400-800 долл. за 1 м2 продается от 1200-2000 долл. за 1 м2. При такой высокой продажной цене дома окупаются, даже если в них продано меньше половины квартир. Скорее всего, в этом и кроется главная причина, почему так популярны среди строителей жилые высотки: больше этажей - меньше затрат.

Вместо заключения

ЗА НЕСКОЛЬКО дней до сентябрьских событий в Америке на градостроительном совете главный архитектор Москвы Александр Кузьмин предложил запретить строительство высотных зданий в центре. Высокие коробки, по его мнению, уже навредили Москве: "Интурист" закрыл вид на Кремль, гостиница "Россия" подавила самобытный облик Замоскворечья. Теперь вот "Интурист" придется разбирать и вместо него строить малоэтажный, но многозвездочный отель, а "Россию" реконструируют. Эти дома еще можно привести в нормальный вид, но вряд ли наши потомки смогут отредактировать те здания, которые появляются в массовом количестве сегодня.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно