Примерное время чтения: 3 минуты
120

Мегаполис стилей

Столицу часто критикуют за малосовременную архитектуру. Но главный архитектор Москвы Александр Кузьмин считает, что на самом деле такого понятия не существует. На какой-то период жизни архитектура вся современна, а уже со временем становится плохой или хорошей.

ТРУДНО найти улицу в столичном центре, выдержанную в одном стиле: палаты XVII века соседствуют с особняками XVIII века, сталинские дома окружены сборными панельными пятиэтажками. Но московские корни - в сосуществовании различных стилей. Нарышкинское барокко и древнерусская архитектура, классика и конструктивизм. Все это странное, а в каких-то местах неуместное смешение стилей и стало в том числе причиной, по которой Москву принято называть большой деревней.

Столица - это не только офисы и рестораны

ПЕРВЫМ подобное восприятие города пытался изменить знаменитый сталинский Генплан. Но превращение в столицу торжествующего мирового пролетариата не удалось: большая часть амбициозных проектов по выпрямлению улиц, расширению площадей, постройке грандиозных зданий и монументов так и не была воплощена. Что-то одели в гранит, что-то надстроили, многое снесли, но города будущего не создали. Позже за парадными фасадами улицы Горького и набережной Калининского проспекта стали возводить ветхие уже при закладке пяти- и девятиэтажки, а однообразие "спальных" районов нарушалось редкими показушными вкраплениями вроде Олимпийской деревни. Центр же, скроенный из пропахших кошками коммуналок и исторических свалок, продолжал осыпаться.

С перестройкой Москва рванула вперед. Архитекторы, уставшие от производства "шедевров" из сборного железобетона, стали превращать город в красивый мегаполис, от которого сейчас исходят живительные флюиды, питающие всю страну. А архитекторы и строители начали активно осваивать регионы. Но Москва - это не только офисы и рестораны, это еще и театры, больницы, институты и жилые дома. Кстати, за время, прошедшее после краха советской власти, в столице открылось больше театров, чем за все коммунистическое время.

Москва - пятно на художественной России?

ПОМЕНЯЛИСЬ и стандарты качества жилья. Квартиры, об удобствах и размерах которых раньше могли помыслить только партийные функционеры, сейчас доступны людям со средним достатком. Безусловно, чье-то представление об уюте и комфорте по-прежнему формируется милой водопроводной колонкой на углу и фанерными перегородками в коммуналках. Можно сколько угодно восхищаться полусгнившим деревянным мезонином на картинах старых мастеров, но кто захочет жить в нем, например зимой? Если же говорить о торговле, отдыхе, развлечениях, то сейчас мало кто удовлетворится ассортиментом сельского магазина или программой клуба железнодорожников.

Москву можно принимать или не принимать, любить или не любить. Но и в эпоху первых князей находились люди, недовольные тем, что привычные деревянные и земляные стены Кремля заменили белым камнем, а потом кирпичом. Теперь вот дошла очередь до стекла и бетона. В начале прошлого века в архитектурных кругах говорили: "А Москва? Разве это не пятно на художественной России? Архитектурная Москва отказалась от себя: американская Москва внутри Китай-города, готические Мюры и Мерилизы рядом с ампирным великолепием Большого театра, а магазинные вывески всегда кричали только о себе, заставляя молчать архитектуру!" Что тут скажешь, недовольных современными торговыми центрами и гостиницами много и сегодня... Магазин Мюра и Мерилиза, который мы привыкли называть ЦУМом, до сих пор рядом с Большим театром, а Москва до сих пор перестраивается.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно