В ПОСЛЕДНИЕ дни обсуждают строительные нормы в Москве, которые подвижны, как грунты. Причиной тому - появление оригинальных архитектурных проектов. Из-за того, что раньше ничего подобного не строили, приходится вносить изменения, что называется, на ходу. Но вот высотных зданий в Москве достаточно, и зачем тогда триста архитекторов отправлять в Америку учиться их строить? Рассказывает главный архитектор Москвы Александр КУЗЬМИН.
- ПОЧЕМУ вы решили, что поедут триста архитекторов?
- Вы сами так сказали.
- ...У Кортеса было столько испанских солдат... А я говорил всего про пять специалистов. Почему в Америку? Есть много вопросов, по которым американские коллеги ушли вперед. Например, системы подачи воды в небоскребы. Изучать же современные технологии строительства нужно постоянно. В нашем мире все быстро меняется.
- Это связано с тем, что в Москве будут строить еще 60 высоток?
- Правильнее говорить: 60 высотных зон. Например, Сити - это одна зона, но много небоскребов.
- Высотки небезопасны для жилья. Знаете ли вы, что в Москве всего одна машина, способная тушить пожары до 30-го этажа, а зоны с 30-го по 40-й этаж вообще мертвые: для вертолетов - низко, для пожарных машин - высоко?
- Понимаете, проект каждой высотки согласован с пожарными. Логичнее задать вопрос про безопасность им. Но могу сказать, что, находясь два дня на пожаре Останкинской башни, сам видел, как в определенных случаях законы физики меняются: вроде бы огонь должен идти вверх, а он уходит вниз... Кроме машин есть и другие методы спасения с высоток. Стали бы в пожарной инспекции ставить визы на небезопасных проектах?
- Но разве небоскребы - не вчерашний день в архитектуре? Наверное, стоит говорить о тенденциях строительства домов с...
- ...с разной этажностью. Но надо понимать и другое: если мы строим 40-50-60 этажей, значит, есть кто-то, кто хочет там жить. Ведь такое строительство - не решение социальных жилищных проблем. В высотки не переселяют насильно жителей сносимых пятиэтажек. У некоторых же из нас еще срабатывает социалистический рефлекс: как они там, бедные, будут жить? Да не бедные они! А не думали вы, что квартира в высотке у живущего в ней, может быть, не первая? Может быть, ее купили или купят для того, чтобы гостей принимать и красивые виды из окон показывать... У людей, которым нужны квартиры в дорогих высотных домах, как правило, есть жилье за городом. Еще их покупают бизнесмены из российских регионов, имеющие жилье, например, в Нижневартовске и Швейцарии. А прямого самолета Нижневартовск - Женева нет. Представляете, какая проблема? Вот и приходится покупать жилье в Москве.
- Проекту "60 высотных зон" много лет. Почему о нем вспомнили только сейчас?
- Любой проект должен вылежаться. Есть проекты, сразу вписывающиеся в контекст города, а есть те, которые ждут своего часа. О строительстве высоток говорили еще до кризиса 98-го года. Свободные территории были, но не было тех людей, которые бы покупали второе-третье жилье. Знаете, ситуация с высотками похожа на ситуацию с гостиницей "Россия". Я сказал о том, что ее необходимо разобрать, в 1996 г., когда меня назначили главным архитектором. Ведь не может ТАКАЯ гостиница находиться в ТАКОМ месте. Люблю приводить в пример ГУМ. Помните, как власти мучились из-за очереди на Красной площади. Чего только не придумывали, чтобы ее ликвидировать. Даже хотели перевести туда Музей Ленина... Прошло время, ГУМ остался магазином, но цены там такие, что люди стали ходить туда... как в музей...
- Получается, пришло время разобраться с "Россией"?
- "Россия" - не то здание, которое украшает Москву. Ее строительство было больше политическим событием, чем архитектурным. Когда построили Дворец съездов, рядом потребовалась гостиница, в которой количество номеров соответствовало бы количеству участников того или другого съезда. Вот и построили место социалистического комфорта для компактного поселения народных заседателей. Сейчас панельную "Россию" предстоит разобрать.
- И теперь на месте самой большой хрущевки предполагается построить самую большую парковку?
- Не самую большую... Но я понимаю, почему на парковках сакцентировали внимание. Их в центре не хватает. И если строить на месте "России" гостиничный комплекс, нужно в первую очередь подумать, куда девать машины. Проект малоэтажной "России" высокого класса предусматривает два уровня для стоянки машин. Со стороны же Варварки перепад местности позволит еще два уровня: там разместится многофункциональный культурно-развлекательный комплекс с концертным залом. Практика Гостиного Двора, Манежной площади показала, что это популярно и востребованно. Вместе с новой сомасштабной Кремлю "Россией" мы получим интересное демисезонное пространство для развлечений, которое своим цветом и внешним видом напомнит об исчезнувшем Зарядье. Мы и так долгое время терпели в самом сердце крупной европейской столицы гостиницу очень среднего качества. Такую вблизи Лувра или Тауэра даже представить трудно...
- Ваш прогноз: какие из проектов, которые родились недавно, еще не дождались своего часа?
- Не скажу... Скажу лишь, что жалею отложенного Сити. И ему помешал кризис 98-го года. Разгружать центр и от администрации, и от пробок с Сити мы бы начали раньше. Ведь единственная проблема, прописанная Генпланом, но слабо реализуемая, - освобождение центра Москвы от административных и офисных помещений.
- Способно ли одно Сити решить проблему?
- Помните, когда был построен первый "Рамстор" на Шереметьевской? Улица "встала", и нас долго за это упрекали. Потом построили 10 "Рамсторов", и проблема ушла. Так вот, мы будем строить Сити и другие офисы на окраине центра и, надеюсь, решим проблему.