Монстры для маленьких

   
   

В магазинах, где продают товары для детей, глаза разбегаются от обилия игрушек. Но много - еще не значит хорошо.

ЭКСПЕРТЫ из Центра игры и игрушки, созданного при Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), убеждены: то, что предлагают маленьким москвичам торговые центры, не только бессмысленно, но и способно нанести вред психике ребенка. Ведь экспертизу игрушек никто у нас не проводит. А это не менее важно, чем, скажем, следить за сроком годности продуктов в холодильнике. Во времена СССР в системе образования действовала комиссия, которая отслеживала, какие игрушки поступают в ясли и детские сады. Той комиссии уже нет, а дошкольные учреждения сами вынуждены ориентироваться на огромном и стихийном рынке детских товаров, где торжествует, ясное дело, китайский производитель. Плоды этого торжества представлены в музее игрушки, созданном в МГППУ.

Игра должна будить фантазию, только тогда в ней есть смысл

"ВОТ с этими куклами детям категорически нельзя общаться, - открывает витрину, за стеклом которой покоятся монстры, доктор психологических наук Елена Смирнова. - А ведь это своего рода писк игрушечной моды, так называемые экспрессивные куклы. Посмотрите, у каждой на лице застыло какое-либо странное и утрированное выражение. Они гримасничают, сердятся, плачут, показывают язык. Кукла для ребенка - это образ человека. Она дает ему представление о его собственной человеческой сущности. Дети активно подражают куклам. Арессивность, манерность, самодовольство, заложенные в игрушках, очень быстро могут стать качествами самого малыша. В моей практике был случай, когда мальчику шести лет регулярно покупали монстров-роботов. И внешний облик ребенка, и его поведение вскоре стали меняться: он больше сутулился, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом".

Главными чертами современных игрушек, по наблюдениям экспертов, становятся излишняя натурализация и обилие мелких деталей, которые превращают игру в тупое коллекционирование - новой одежки и обуви для Барби, прочих аксессуаров, на чем предприимчивые производители банально делают деньги. Нынешние куклы, как и сами младенцы, "умеют" кушать, плакать и даже какать. "И тогда вместо игры получается сплошное писанье и каканье. Игрушка же для другого предназначена, - отвечает Смирнова. - Чем меньше она навязывает ребенку свои функции и модели поведения, тем лучше. Игра должна будить его фантазию, только тогда в ней есть смысл. Самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, умение контролировать себя - все это закладывается в процессе игры. А так... Формируется инстинкт потребления, не более того".

Ребенок должен наиграться к 6-7 годам, говорят педагоги. Тогда он может спокойно сосредоточиться на учебе. Увы, многие маленькие москвичи, несмотря на обилие игрушек вокруг них, просто лишены такой возможности. В итоге ребенок вырастает инфантильным (в первую очередь это касается мальчиков) и в младших классах начинает играть в те игры, которые предназначены для трехлетнего возраста, что не лучшим образом отражается на учебе.

Игрушки наших предков - теперь сувениры

КАКАЯ же игрушка является идеальной? "Та, с которой можно придумать много игровых сюжетов. Если говорить о куклах, предпочтительней наименее завершенные в своей внешности, - советует психолог Елена Абдулаева. - Пусть вас не смущает, что эта кукла тряпичная, что у нее маленькие глазки и нет носа и рта. Ребенок сам "придумает" ей любое выражение лица, дофантазировав его".

Игрушка должна быть сделана из натуральных материалов - дерева или текстиля. Взять традиционные русские матрешки. Это сейчас они обосновались на сувенирных развалах. А наши предки использовали их именно в качестве игрушек. Набор из деревянных фигурок, вкладывающихся друг в друга, отлично подходит для моделирования ребенком разных сюжетов, выстраивания отношений в "матрешечной" семье. И пока детские психологи занимаются методическими разработками, прилавки магазинов ломятся от свирепых монстров, одутловатых телепузиков и неестественных Барби.

Смотрите также: