Памятниками истории могут быть не только здания, монументы, статуи и фонтаны. Но и деревья-долгожители.
В СТОЛИЦЕ немало деревьев, возраст которых перевалил за век. В последние два года ученые изучали старые лесные массивы, отдельно стоящие деревья и определили 43 кандидата на звание "особо охраняемая территория Москвы", которое получат самые старые и самые уважаемые столичные растения. Среди номинантов - дуб в парке детской больницы им. Филатова, деревья в парке Главного военного госпиталя им. Н. Бурденко, белый тополь в Петровском парке, три ветлы у Дьякова городища в Коломенском, дерево гинкго у Дворца детского творчества на Воробьевых горах. В список попал и Пушкинский дуб на Тверском бульваре. Говорят, под ним любил сидеть Александр Сергеевич. Еще знаменитости - великовозрастные дубы в Коломенском (по разным оценкам, им более 400 лет). Один из них произвел сильное впечатление на поэта середины XVIII века Александра Сумарокова, который написал: "Сей дуб присутствием Петровым украшался, отец отечества под оным просвещался".
С именем Петра Великого связана судьба еще одного дерева. В усадьбе Влахернское-Кузьминки, недалеко от постамента, установленного на месте дома Петра I (здесь он жил по возвращении из турецкого похода), растет дуб черешчатый, прозванный петровским. Предание утверждает, что его сажал сам царь, приговаривая: "Мощен вырастет дубок, как и Россия, силой и крепостью своей превзойдет многих". Сегодня у 1,5-метрового толстяка-гиганта принято загадывать желания, ему приписывают лечебную силу. Хорошо сохранились старые деревья и в других усадьбах, например в Измайлово (часть липовой аллеи сегодня можно посмотреть только издалека, потому что она огорожена). Самый крупный и старый ясень Москвы растет на Воробьевых горах. Его толщина - 1 м, а высота - 28 м. Не уступает ему по размерам и вяз-долгожитель на Поварской, который видел пожар Москвы 1812 г. и революции 1905 и 1917 гг. Эти события попали на период его "отрочества" и "юности" - вязы активно растут до 100 лет! Сегодня он бодренький двухсотлетний "дяденька". Старичком его не назовешь - еще лет 50-70, по прогнозам ученых, он точно проживет.
Среди долгожителей больше всего лип и вязов. Но рекордсмены по возрасту - дубы. Они могут простоять до тысячи лет! На территории столицы ни одного такого дерева не найдено. Хочется добавить "пока". Дело в том, что еще не все городские леса и парки тщательно обследованы. Может быть, где-нибудь в чаще и скрывается равнодушный к человеческой суете патриарх лесов. Поискать его может попробовать каждый москвич. Для примерного определения возраста дерева достаточно выяснить его диаметр. Так, 300-летняя липа имеет обхват ствола 400-500 см, дуб в возрасте 400 лет - 500-600 см. Мерить нужно на высоте 1,3 м от земли (то есть на уровне груди). Ученые пользуются более точными методами. "Для того чтобы определить возраст дерева, у него берут "анализы": делают тонким сверлом дырочку, проходящую до середины ствола, и изымают пробу. Для растения эта процедура практически безвредна, - рассказывает Константин Захаров, кандидат биологических наук. - Но возраст многих деревьев удается определить только примерно, потому что стволы изнутри полые. Это не значит, что растение умерло: без сердцевины оно может расти многие десятилетия".
Продлить жизнь любому дереву должен правильный уход. Столица расширяется, теснит зеленые насаждения. Часто, когда ведется строительство, принимается решение оставить только самые ценные (то есть зачастую самые старые) экземпляры. Но пожилому дереву в одиночестве тоскливо. И оно начинает чахнуть. Экологи называют это явление "световой испуг". Меняются условия обитания, которые казались дереву вечными, отчего оно "впадает в шок". Долгожителям в нынешнем веке сложно: сильно ухудшилась экологическая ситуация, вокруг снуют машины. А ведь многие из них помнят Москву еще деревянной!