"Вы писали, что поборы в школах будут прекращены? Что 13 провинившихся директоров даже уволены? А директор нашей школы N 1106 Л. И. Селезнева, уличенная в поборах, осталась на своем месте. И продолжает собирать деньги..."
ТАКОЕ письмо пришло в редакцию "АиФ. Москва". Оно воскрешает нашу публикацию, посвященную в том числе и школе N 1106. Жалоба поступила еще на "горячую линию" столичного Департамента образования по приему детей в школу (апрель, 2005 г.). Проверка установила, что с ребятами противозаконно проводили собеседование до зачисления в школу. По информации родителей, за поступление в 1-й класс приходилось платить по 7 тыс. руб., ежемесячно отдавать за обучение по 1 тыс. руб. На этот раз директор, пару часов помучившись под строгими взорами начальства, отделалась только замечанием.
Но нарушения в школе продолжились. Следующая проверка, проведенная через месяц, вновь установила, что администрация требует оплатить вступительный взнос для будущих первоклассников (6 тыс. руб.) и ежемесячно платить 700-1000 руб. Директора Лидию Селезневу не наказали, потому что она была на больничном. Решение ее участи возложили на окружное Управление образования, которое сочло лучшим наказанием... выговор.
После чтения такой "биографии" несложно поверить в то, что директор взялась за старое. По информации из письма, родителей заставляют платить через фонд "Попечитель" по 1 тыс. руб. в месяц. Если не заплатишь, жди санкций в отношении детей. В школе снова была проверка, которая нарушений не обнаружила (хотя как проверить моменты давления на детей, родителей, обязательность выплат?). "Все это ложь, - комментирует Лидия Селезнева. - Нашу школу пытаются дискредитировать через подлые анонимки".
А какой еще способ жаловаться, кроме анонимного, остается родителям? Внутри каждого образовательного учреждения любое мнение, не совпадающее с точкой зрения администрации, воспринимается в штыки. Далеко не у каждого родителя хватит мужества высказать свое недовольство вслух. Да и какой в этом смысл, если продиректорская партия все равно его задавит? К чувству беспомощности меньшинства примешивается страх за ребенка. Детская психика может не выдержать сознательной (или несознательной) мести педагогов, руководства школы. Зачем эти травмы, которых можно легко избежать, - достаточно промолчать (или, например, заплатить)? В вышестоящие инстанции (кстати, заваленные письмами без подписей) тоже обращаться затруднительно. О жалобе во время проверки все равно станет известно в школе. И начинается выяснение: кто писал да почему... С другой стороны, на анонимках невозможно построить работу госорганов образования. Проверить претензию без подписи всегда сложно. Демократические пути выражения недовольства не работают, поэтому несправедливости и поборы в школах живут-поживают...