Средняя продолжительность жизни москвича - 69,4 года (мужчин - 64,8, женщин - 74,5). Высокий показатель по сравнению со всей страной. В столице есть деньги, работают социальные программы. Но все равно пожилым в Москве быть нелегко.
В РЕДАКЦИЮ позвонила 76-летняя Лидия Ф., заключившая договор ренты с одной из фирм. И, плача в трубку, рассказала о плохих коммерсантах, не помогающих ей по хозяйству. Подписывая контракт, она была уверена, что договор ренты подразумевает не только оплату коммунальных платежей и ежемесячное пособие, но и уборку квартиры, приготовление еды, покупку продуктов. Но оказалось, что толком бабушка договор не читала. И теперь шансов расторгнуть соглашение даже по суду у нее немного, т. к. фирма исполняет свои обязательства. А почему при составлении договора рядом не было социального юриста, который бы растолковал бабушке все закорючки? Да потому что город не считает себя обязанным оказывать старикам подобную услугу!
Как разобраться в законах, льготах, собесах?
В МОСКВЕ больше 2,5 млн. пожилых людей. Да, есть пенсионеры, посещающие компьютерные курсы, есть люди, до глубокой старости работающие в вузах, издающие книжки. Но их гораздо меньше тех, кто чувствует себя ненужным, неприспособленным к новым реалиям. Они родились в другом веке. Они жили в другом государстве. И все, что происходит вокруг них сегодня, - один сплошной стресс. Как разобраться в меняющихся законах, льготах, собесах? Как отследить постоянные изменения в тарифах? А из-за того, что людям трудно освоить новую технику, они лишены множества полезных благ. И никто даже не стремится облегчить им жизнь. (Например, неужели так трудно сделать для пожилых людей мобильный телефон с большими кнопками и минимумом операций? Ведь товар этот уйдет со свистом, родственники купят.)
В каждом районе Москвы есть центр социального обслуживания, где можно не только петь в хоре или заниматься лечебной физкультурой, но и получить психологическую или юридическую помощь. Хотя, конечно, правовая помощь носит довольно ограниченный характер, зачастую на уровне ликбеза. К сожалению, у нас нет специальной службы, нет общественных организаций, способных охватить весь город просветительской деятельностью ДЛЯ ПОЖИЛЫХ. С учетом их возраста, состояния, возможностей и потребностей.
У каждой категории - свои проблемы
ВСЕХ пенсионеров можно условно поделить на три категории. Первая - это те, кто только что "ушел на покой". Врачи уверены, что такое резкое изменение образа жизни является сильнейшим стрессом. Меняется не только социальный статус, но и экономическое положение, самооценка. Конечно, инфаркты из-за ухода на пенсию случаются нечасто, но депрессии и нервные срывы - явление распространенное. В идеале к этому событию нужно готовиться заранее. Одному с проблемой не справиться. Нужна помощь психологов. Но слышали ли вы о подобных консультациях в рамках городских социальных программ?
Вторая категория - это пенсионеры младшей категории. Им неинтересно проводить целый день в домашних хлопотах, они пытаются работать. Геронтологические исследования показывают, что люди в возрасте 50-65 лет проигрывают молодым в скорости исполнения задания на 20-25%, но на 60% выигрывают по качеству, своевременности, тщательности. Найти работу пожилому горожанину очень сложно. Выбор невелик - консьержи, сторожа, гардеробщики, билетеры. А почему бы не открыть курсы информационного плана для профессиональной переориентации, специально создать рабочие места?
И самая проблемная категория - москвичи преклонного возраста с пухлой медицинской картой. Таких в Москве (в возрасте 80-99 лет) - 180 тыс. чел.! При такой статистике нам давно нужны участковые гериатры, ведь организм старого человека имеет много специфических особенностей. Но врачей таких только-только начинают готовить в вузах. А пока москвичи преклонного возраста - лакомый кусок для мошенников. Одни выманивают дарственные на недвижимость, другие ходят по квартирам и предлагают лекарства "от Лужкова" по завышенным ценам, третьи продают доверчивым пенсионерам чудо-сертификаты на участие в "беспроигрышной" лотерее.
Столичные льготы, доплаты к пенсиям, субсидии - это все, несомненно, нужно. Но сегодня этого уже мало. Тем более что демографический прогноз для столицы известен - количество пожилых людей будет увеличиваться.
А КАК У НИХ?
В Японии, где сегодня жителей старше 65 лет больше, чем детей и подростков, вместе взятых, именно на интересы и вкусы пенсионеров рассчитана торговля, сфера развлечений, и лавочки со скамейками в японских городах встречаются гораздо чаще, чем детские площадки. В Германии (на фото) пенсионеры разъезжают на специальных электросамокатах. В цивилизованном мире хорошо развивается бизнес, связанный с обеспечением пожилых людей полезными вещами. Разрабатываются варианты "ходунков", ванны со специальным покрытием, чтобы человек не поскользнулся и не упал, поручни для унитазов, чтобы было удобнее с них вставать, и т. д. Вокруг пожилых работает масса людей, в том числе молодежь-альтернативщики. У нас же альтернативная служба так и не стала помощницей в решении социальных проблем.
Владимир ШАБАЛИН, академик РАМН, директор НИИ геронтологии:
- ПРИЧИНЫ пассивной жизни пенсионеров зачастую носят не медико-биологический, а СОЦИАЛЬНЫЙ характер. Молодой человек воспринимает все новое легче, потому что он постоянно общается, слышит нужную информацию в нескольких контекстах. А пожилой по большей части живет в одиночестве или в узком кругу родных и знакомых. Для него многогранная сложность вопроса наваливается всей тяжестью, и пенсионер моментально теряется. Любые формы активности (физической, интеллектуальной, социальной) помогают удерживать организм в хорошей форме. Если человек прячется в раковину, замыкается на своих болезнях, он обрекает себя на быструю смерть. Чем больше занятий - тем больше шансов прожить подольше. Но в реальной жизни пожилое население находится за бортом социальной жизни, хотя потенциал пенсионеров очень и очень приличный. И если будут условия, люди смогут сами себя обеспечить. Я убежден, что нельзя устанавливать четкий срок выхода на пенсию. Нужен возрастной коридор, а критерием должен служить не хронологический возраст, который, как каинова печать, стоит у нас в паспорте, а биологический. Существует целый ряд тестов, с их помощью нетрудно определить, на что способен человек по достижении пенсионного возраста.