На прилавках столичных супермаркетов появились товары, на которых вместо марки известных производителей размещен логотип торгового дома.
МОЛОКО "Копейка", конфеты "Седьмой континент", сок "Рамстор", минеральная вода "12 месяцев", глазированные сырки "Перекресток" и множество других товаров выпускаются под собственными брендами магазинов. Свои торговые марки штампуют почти все наши продуктовые сети. Как отражается это на качестве товара и его цене?
Частные марки незначительно дешевле
В ЕВРОПЕ частные бренды не новшество: они занимают 17% продаж товаров повседневного спроса, а в Англии их доля доходит до 50%. На Западе покупать частные марки супервыгодно. "Местные" продукты в среднем дешевле остальных на треть. За парфюмерию, косметику можно заплатить меньше почти вполовину: на бутылочке шампуня под названием супермаркета будет маленькими буквами написано: "Состав товара по компонентам сравним с шампунем такой-то известной марки". На поверку собственный товар супермаркета ничем не отличается от выпускаемого под оригинальным брендом. В московских же магазинах частные марки дешевле лишь на 5-7%, и то не всегда. Выбирая этот товар, покупатель каждый раз приносит домой кота в мешке: неизвестно, будет ли похож приобретенный продукт на популярные аналоги или даже на то, что мы привыкли называть сыром, шампунем или стиральным порошком.
Марка одна - качество разное
КАК появляется на прилавках "местный" товар? Путешествие частных марок от момента производства до потребления можно проследить на примере молока. "Сетевые магазины могут обратиться к небольшим региональным заводам, которые хотят обеспечить себе рынок сбыта, - рассказывает Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России. - Молоко на этом заводе упаковывается в пачки с маркировкой торгового дома и отправляется в магазин. Также товар для продажи под чужим знаком могут поставлять достаточно крупные предприятия, но у которых нет своего сильного бренда. Для них это шанс торговать и под своей, и под чужой маркой. На упаковке в любом случае указывается адрес завода-производителя. Так что для потребителей это возможность по более дешевой цене, которая иногда назначается за частный бренд, купить любимое молоко".
Но в этой ситуации скрыто противоречие. Сетевые магазины заинтересованы в том, чтобы их бренды были качественными и дешевыми, чтобы объемы продаж росли. А заводам выгодно поставлять для частных марок ограниченное и постоянное количество товара, чтобы самим тоже играть на рынке. Поэтому супермаркеты вынуждены отовариваться у нескольких поставщиков. На деле это отражается на потребителе: если вам в первый раз понравилось молоко под частной маркой, в следующий раз в такой же упаковке в том же магазине вам могут продать совсем другой по вкусу продукт.
Когда вы покупаете товар под известной маркой, престиж этой компании-производителя, средства, потраченные ею на рекламу, гарантируют, что, например, в колбасе нет туалетной бумаги, а в котлетах - мух. От качества товара зависит то, насколько хорошо он будет продаваться, то есть успех всего предприятия. Поэтому производителю выгодно делать все по высшему разряду. С магазинами иначе: независимо от успеха конкретного товара под их маркой люди будут продолжать ходить за другой едой, косметикой, бытовой химией - основные статьи прибыли останутся. И это повод попробовать продвинуть сомнительные продукты... Да и сложно поверить в то, что супермаркет может одновременно проследить за качеством ветчины, творога, воды, макарон и одноразовых пластиковых стаканчиков, которыми торгует под своим брендом.
Такая гипотеза подтверждается тем, что супермаркеты не занимаются продвижением своих товаров (в отличие от западных коллег), и выглядят эти продукты дешево, словно предназначены только для бедных. Исследования показывают, что в качество продуктов под частными марками верят чуть более 40% потребителей. Между тем Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по г. Москве особых претензий к частным брендам не имеет. "Нарушений они допускают не больше, чем остальные производители", - объяснили мне. Может быть, на самом деле стоит пристальнее за ними следить?
В любом случае москвичам придется привыкнуть к частным маркам, потому что с течением времени их доля будет увеличиваться. Особенно это касается дешевых супермаркетов ("Пятерочка", "Копейка" и др.), где частной маркой через несколько лет будет отмечен каждый второй товар в руках покупателя.
Смотрите также:
- По просьбам читателей повторяем статью о складах-магазинах "Монарх" →
- А КАК У НИХ? Просто, как картошка →
- Игры в скидки →