На любого "нашего" человека, побывавшего за рубежом, неизгладимое впечатление производят полные изобилия прилавки овощных и фруктовых магазинов. Откуда виноград и клубника, бананы и персики в разгар зимы по доступным среднему покупателю ценам? С этим вопросом наши корреспонденты обратились к заведующему универсамом в небольшом голландском городке Кампене г-ну БОУХАРТУ.
- Откуда все эти овощи и фрукты на прилавках нашего магазина "Бур" ("Фермер")? Мы их покупаем ежедневно на бирже, которая открывается в 4 часа утра. А к началу работы магазина все уже на прилавках.
Биржа - это гарантия низких цен.
Есть и иной путь. У нас заключен прямой договор с фермерами Италии и Испании, которые обязались поставлять нам и никому другому апельсины.
- Апельсины - товар распространенный, который хорошо хранится, но почему виноград на ваших полках выглядят так, как будто его только что сняли с лозы?
- Виноград мы тоже покупаем на бирже. В Голландию он поступает в холодильных остановках - рефрижераторах. Путь из Италии занимает около 48 часов, а в Голландии товар сразу поступает на биржу. То есть все проблемы сохранения продукции решают сами поставщики. Во-вторых, тот же виноград, как вы видите, продается в упаковке продавца. Его аккуратно упаковали в небольшие прозрачные пластмассовые коробочки, и мы обязаны продавать именно в этой упаковке. Да нам и нет необходимости сортировать тот же виноград - он идеально сохраняется.
В течение дня фрукты и овощи лежат вот здесь на прилавках свободно, открыто, а на ночь, если они не распроданы, переносятся в холодильник. Тем не менее примерно 3% овощей и фруктов в среднем уходят в отходы, поскольку потребителю мы можем предлагать продукцию лишь отменного качества.
- А кто определяет, сколько продуктов закупать для продажи?
- Есть заведующий отделом овощей и фруктов, который несет ответственность за заказы. Каждый вечер он должен до закрытия магазина составить заказ на определенное количество продуктов. Заказы передаются нашему агенту на биржу.
Иногда приходится пользоваться услугами не только биржи. Если нам, предположим, сегодня нужно 600 ящиков помидоров, а на бирже их всего 400, мы срочно по телефону связываемся с нашим агентом по закупкам и просим его немедленно, в течение часа, закупить эти недостающие 200 ящиков по любой цене, лишь бы успеть доставить их на место к открытию магазина. Покупатель должен быть всегда уверен, что в нашем магазине товар есть. Если же хоть однажды он обнаружит, что чего-то нет, он в следующий раз предпочтет придти в соседний магазин, где этот товар есть.
- Действительно, вокруг десяток таких же универсамов, забитых продуктами. Что делаете вы, чтобы привлечь покупателей именно в ваш магазин "Бур"?
- Прежде всего для людей важна цена при равном качестве товаров. Поэтому мы и стараемся поиграть ценами, чтобы завлечь покупателя. Каждый день мы определяем несколько видов товаров, которые продаем по ценам, значительно ниже обычных. Так называемая - "распродажа". Как правило, это продукты хорошего качества, но с истекающим сроком годности. Лучше продать по сниженным ценам, чем вообще снимать их с полки и отправлять на переработку. На распродажу мы отправляем и товары, удачно закупаемые оптом по низкой цене.
Конечно, бывают и проколы. Помню, в сентябре мы через газеты объявили заранее, что устраиваем каждый четверг распродажу цветной капусты по сниженным ценам. Но оказалось, что и другие магазины решили распродать цветную капусту. И цены на бирже резко подскочили. Пришлось тем не менее идти на издержки, но обещание, данное покупателям, выполнить.
- И последней вопрос. Сколько наименований товаров продается в вашем, сравнительно небольшом по размеру универсаме?
- Восемь тысяч, включая не только продукты, но и всякие мелочи, необходимые в домашнем хозяйстве. Это не так много, но в нашей сети есть магазины и покрупнее.