275 лет назад императрица Анна Иоанновна издала указ об устройстве "на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе" уличного освещения. Через месяц императорский указ был исполнен.
ДЕРЕВЯННЫЕ столбы, расположенные на расстоянии 10 саженей друг от друга, раскрасили в полоску белой и дикой (серо-голубой) краской, фонари прикрепили на кронштейны. Плюс плошка с конопляным маслом, трубочка с фитилем (фото 1). Сила света такого фонаря не превышала 1-2 свечи, да и горели они не каждый день. Во-первых, зажигать их было велено только по большим праздникам либо по особым распоряжениям императорского двора. А во-вторых, конопляное масло оказалось настолько приятным на вкус, что фонарщики постоянно воровали его и добавляли... в кашу.
В начале XIX в. столбов стало уже 6 тыс., обслуживать их поручили пожарным, а следить - так называемым "хожалым по фонарям". Но во время пожара 1812 г. вместе с деревянными домами сгорели и все фонарные столбы. Чтобы восстановить наружное освещение в столице, понадобилось не одно десятилетие.
В 40-е гг. XIX в. для освещения попытались использовать лампадное масло, но городу это оказалось не по карману. Попробовали хлебный спирт, но и его воровали. Спирт же! А в 1848 г. на Тверской провели опыты по устройству спиртоскипидарного освещения. Каждый фонарь получил свой номер и закрывался на замок. Но в 1863 г. их заменили на куда более выгодные и удобные керосиновые. Если при масляном освещении фонарщику необходимо было каждый вечер лезть на столб и "подливать масла в огонь", то с керосином такая процедура повторялась лишь один раз в 10 дней. Днем фонарщик отвозил фонари в депо, где заправлял их топливом и протирал стекла лампы. "Но далеко не все фонари горели, как положено, - рассказывает директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова. - Некоторые керосиновые напоминали по силе света старые добрые конопляные. Поэтому в Москве появилась надзорная служба. По городу разъезжала карета, в которой "контролеры" возили с собой весы для взвешивания керосина и горящий эталон света".
В 1865 г. Мосгордума подписала контракт с английской фирмой на устройство газового освещения. В городе построили газовый завод, проложили газопровод и установили 3 тыс. фонарей. Кстати, чтобы посмотреть, как они выглядели, совсем не обязательно ходить в музей. Возле Большого театра они стоят до сих пор. (Конечно же, речь идет лишь о внешнем виде. Фото 3.) А в начале 1880 г. в городе уже насчитывалось 72 электрических фонаря. Например, 24 из них стояли в саду Эрмитаж, где каждый вечер собиралась публика, чтобы поаплодировать загорающимся лампам. Но эти фонари были частными, а городские зажглись 15 мая 1883 г. вокруг храма Христа Спасителя - в день коронации императора Александра III (они стоят там и сейчас уже после реконструкции (фото 4).
В 1932 г. с улиц Москвы окончательно исчезло керосиновое и газовое освещение. В предвоенные годы уличные фонари включали вручную (рубильниками) по специальному маршруту - от центра к окраинам, а выключали в обратном порядке. В 1941 г. появилась система, позволяющая с помощью одной кнопки разом отключить весь свет в городе. Благодаря этой системе во время войны столица была обеспечена светомаскировкой. В 50-е гг. начали применять газоразрядные лампы. "Однажды, - продолжает Наталья Потапова, - Хрущев ехал по городу из аэропорта, и ему показалось, что Москва слишком ярко освещена. Он приказал увеличить расстояние между фонарными столбами, которые пришлось пересаживать словно деревья. Кстати, о столбах. В 50-е гг. сказывалась тенденция помпезности в архитектуре, поэтому колонны делали массивными. Вес одной доходил до 400 кг, и обслуживать такие было неудобно, плюс большие затраты на изготовление. Поэтому в дальнейшем стали использовать более удобные железобетонные мачты".
Поворотным в истории городского наружного освещения стал 1975 г., когда на проспекте Карла Маркса (Охотный Ряд) и площади Дзержинского (Лубянка) установили натриевые лампы высокого давления с оранжевой окраской. Сегодня в Москве ежедневно загорается более 350 тыс. фонарей (фото 2).