Столичные автомобили выбрасывают в атмосферу 1 млн. т вредных примесей в год. Загрязнение окружающей среды от автотранспорта в Москве в 2 раза выше, чем в среднем по России. И эта ситуация не изменится. Будет только хуже.
Палёный стандарт
АВТОМОБИЛИ чадят по двум причинам: плохие двигатели и плохое топливо. Сегодня около 30% столичных машин относятся к классу "0" - это в основном "москвичи" и "копейки", которые ходят на Аи-76 (см. таблицу). Решать проблемы древнего автопарка столичные власти не спешат. Мол, уже в начале прошлого года количество проданных отечественных машин сравнялось с количеством проданных иномарок и автомобилей, произведенных по иностранным технологиям. Так что автопарк в Москве скоро обновится, и его качество повысится за счёт западных "железных коней". В такой логике упущено одно звено: категория древних и чадящих автомобилей постоянно пополняется за счёт устаревающих "ВАЗов" и "ГАЗов"...
Федеральное правительство решило в первую очередь ударить по плохому топливу (что само по себе странно, ведь какой бензин в допотопную машину ни лей, всё равно получишь вред для окружающей среды). Сейчас обсуждается "Специальный технический регламент о требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам", который, скорее всего, начнет действовать с 2007 г. С момента вступления документа в силу весь продаваемый бензин должен будет соответствовать стандартам евро-2 и евро-4. Поскольку Аи-76 недотягивает до евро-4, в Москве будет продаваться бензин, начиная с Аи-92. Для дизельного топлива установят стандарты евро-2, 3, 4. Производителей подтолкнут к выпуску "евросолярки", понизив на неё акцизы.
Экологические выгоды обойдутся дорого
"ВВЕДЕНИЕ стандарта евро-4 однозначно повысит цены на бензин по всей стране, - комментирует Алексей Небольсин, первый вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА). - В столице цены на топливо сравняются с европейскими, и 1 литр Аи-95 повышенного стандарта будет стоить больше 1 евро". Готовы ли москвичи платить безумную цену за горючее, пусть экологически относительно безвредное? Сознательность, скорее всего, отступит перед интересами кармана. Сейчас в Москве и области под марками Аи-92 и Аи-95 продаётся огромное количество низкокачественного бензина. В прошлом году Департамент природопользования проверил качество бензина на 220 автозаправках: было вынесено 48 постановлений о привлечении к административной ответственности за несоответствие реализуемого топлива экологическим требованиям.
МОСКВИЧИ знают о том, что это топливо отравляет не только городскую среду, но и их собственность - автомобили. Однако паленый бензин продолжает пользоваться огромным успехом. А после введения новых стандартов дешевый суррогат станет суперпопулярен.
Более того, под маркой евробензинов, видимо, будет продаваться все та же отрава. Причин этому две. Во-первых, уже сегодня столичный Департамент природопользования выбивается из сил и не может отследить все АЗС, торгующие низкокачественным бензином. Вырастут требования к топливу - желающих обойти рамки качества станет больше. Во-вторых, отечественный бензин евро-4 востребован за рубежом. Некоторые компании, производящие его сегодня, с успехом продают все объёмы за рубеж, где топливо стоит дороже. Как считают специалисты, если не выставить высокие экспортные пошлины, весь произведённый в России евро-4 утечет за границу. А мы останемся с суррогатом.
Таким образом, повышение требований к топливу, для того чтобы улучшить экологическую ситуацию, приведёт к обратному эффекту: столицу захлестнёт новая волна палёного бензина, который наносит самый страшный вред окружающей среде.