Долгая дорога к кассе

   
   

Мы привыкли ходить за покупками в супермаркет. Но часто магазин превращается в поле боя. Неприятные ситуации вырастают на пустом месте: оттого что покупатели не знают своих прав.

ТОРГОВЦЫ пользуются нашей неграмотностью и устанавливают свои правила. Например, вывешивают объявление "С колясками вход запрещён". Хотя ни в одном из законов таких ограничений никогда не было и подобное требование - самодеятельность. Если разобрать посещение любого крупного магазина от входа в торговый зал до кассы, выяснится, что покупателей обманывают на каждом шагу. Вместе с юристом Московского общества защиты прав потребителей Сергеем ХОВАНОВЫМ мы расскажем, как нужно грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Камеры нехранения

ЗНАЕТЕ ли вы, что магазин не несёт никакой ответственности за имущество, запертое в хлипком ящике? Но вас упрямо заставляют оставлять сумки в ящике или сдавать в камеру хранения.

ЕСЛИ путь к продуктам преграждает охрана, предложите или составить акт с полным перечнем того, что оставляете на временное хранение магазину, или предоставить вам услугу по запечатыванию вещей в пакет. Многие компании (например, ИКЕА, "Рамстор", "Ашан") установили аппараты по запечатыванию личных вещей именно для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Без языка

ЧАСТЕНЬКО среди вороха ценников невозможно найти нужный. А косметика и хозтовары иногда продаются без аннотаций на русском языке. Консультант говорит, что это не его забота, а цену предлагает узнать, пробив на кассе.

Согласно Закону о правах потребителей вам должна быть предоставлена информация о предлагаемом товаре. А именно: цена, состав продукта или из чего товар изготовлен, правила эксплуатации, противопоказания (обязательно на русском языке).

Упал, разбился...

ДВИЖЕНИЕ по торговому залу должно быть удобным для покупателя, иначе велика вероятность столкнуть товар или сбить его тележкой. Если такое произошло, не надо сразу лихорадочно рыться в бумажнике, пытаясь понять, хватит ли вам денег на оплату поломанной или разбитой продукции.

ПЛАТИТЬ должен тот, кто виноват. Если предметы установлены на полке таким образом, что от малейшего прикосновения летят на пол или расположены на самом краю - вашей вины в случившемся нет. Если вас толкнули на полки и стеллажи - вы тоже ни при чём. Когда ситуация спорная, призовите третью сторону - сотрудников милиции. Но вот если товар повредил ваш ребёнок, пока вы выбирали модный журнал, за его баловство придётся отвечать вам.

Ещё одна распространённая ситуация - вскрытие продуктов до их оплаты. Иногда нужно срочно запить таблетку, хочется откусить хлеба, а к кассиру очередь на полчаса. По правилам торговли пользоваться покупкой разрешено только после её приобретения. Иначе съеденный сырок или выпитый сок может считаться украденным. Поэтому потерпите до кассы или, в крайнем случае, спросите разрешения у сотрудника магазина.

Последний рубеж

ОТСТОЯВ длинную очередь, вы наконец выкладываете покупки перед кассиром. Но, увидев в ваших руках крупную купюру, кассир заявляет, что не будет пробивать чек из-за отсутствия сдачи.

СОГЛАСНО Правилам торговли кассир обязан подготовить своё рабочее место, в том числе запастись сдачей.

Вечный дозор

САМОЕ большое недовольство покупателей вызывают охранники. Часто они ведут себя по-хамски. Москвичке Г. Морозовой надолго запомнится посещение "Патерсона" на ул. Яблочкова. Cлужба охраны вскрыла ячейку камеры хранения, где лежала её спортивная сумка, и обыскала вещи. Когда возмущённая хозяйка потребовала объяснений, ей заявили, что ячейка была закрыта два (!) дня и в целях предупреждения теракта её открыли. Всё закончилось вызовом милиции и желанием обратиться в суд.

Частым поводом для конфликтов является просьба человека в форме открыть сумку или показать карманы на выходе из торгового зала. А ничего не обнаружив, даже не извиняются.

ОХРАННИК может только попросить вас задержаться до прихода милиции, а осматривать карманы и сумки он не имеет права.

"Удобства" не в нашу пользу

   
   

Купила в магазине "Техносила" электронные весы. Хотела проверить, работают ли. Но мне отказали: мол, если с техникой что-то не так, в двухнедельный срок её можно вернуть. Но это же нарушение моих прав!
А. С и т н и к о в а

ОТВЕЧАЕТ Надежда ГОЛОВКОВА, руководитель Московского общества защиты прав потребителей:

- В МАГАЗИНАХ бытовой электротехники "Техносила", "Эльдорадо", "М-видео" появились объявления, что все товары прошли предпродажную подготовку и аппаратуру можно покупать, не проверяя в магазине. Подобные анонсы осознанно вводят покупателей в заблуждение. Во-первых, двухнедельный срок упоминается в Законе о защите прав потребителей только в связи с вещами, не подошедшими покупателю по цвету, размеру или модели. А сложная бытовая техника включена в федеральный перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену в 14-дневный срок. То есть магазин, несмотря на обещания, имеет юридическое право не обменивать качественную технику, если она вам не подошла. Во-вторых, согласно Закону о защите прав потребителей, если вещь испорчена, претензии по качеству можно предъявлять не в двухнедельный срок, а в течение двух лет после покупки. Но магазинам выгодно убедить покупателей, что они могут жаловаться только 14 дней.

Не покупайте товар, который не дают распаковать! Наш читатель Николай Н. купил в известном торговом центре телевизор "Томпсон". Поверив рекламе, не стал открывать коробку в магазине. Когда принёс домой и срезал бечёвки, оказалось, что внутри не телевизор, а... мешок с землёй. Как теперь доказать магазину, что они продали обманку? Формально продавец не имеет права запретить покупателям проверять товар. Но он долго будет убеждать вас, что товар распаковывать не нужно. Закуток для проверки может находиться далеко от касс или даже в другом здании. Товар прочно запакован, так что у покупателя (особенно если он приобретает вещь в подарок) не должно возникнуть желания его открывать. Предполагается, что внутри запечатанной коробки лежит гарантийный талон (которого, кстати, может не оказаться). Но на нём не проставлена дата покупки - ведь вы не открываете коробку! Поэтому гарантийный срок отсчитывается не с момента приобретения товара, а с даты производства.

Смотрите также: