Каждый день москвичей обсчитывают. Понятно, когда это происходит на рынке. Там хотя бы видно, кому выгоден этот обман. Но почему это происходит в супермаркетах, где есть штрихкоды и чеки?
Кассир до премии доведёт
МЫ СОСТАВИЛИ список типичных обманов. И попытались понять, кто на нас наваривает.
Лишние товары. Если вы приобретаете несколько единиц одного товара, в чеке вместо 3 сырков появится 5, а один йогурт запросто притворится целой упаковкой. В выигрыше магазин, который таким образом покрывает убыток от воровства нечистых на руку посетителей.
Товар от предыдущего покупателя. Вам заявят, что из-за компьютерного сбоя информация по предыдущей покупке не сбросилась, а скопировалась в ваш чек. Волшебство, да и только.
Отличие (и всегда в большую сторону) цены на штрихкоде от ценника, выставленного в торговом зале. Кассир заученно отчеканит, что пришла новая партия по другим ценам, а старые ценники не успели заменить. В хороших магазинах за соответствием цен следят зорко и штрафуют нещадно сотрудников, прозевавших расхождение в стоимости. В менее щепетильных компаниях из набегающих рубликов складывается небольшая премия сотрудникам.
Маскировка товара под дорогой аналог. Бывает одна и та же продукция, но в разных упаковках и дозировках. За якобы праздничную упаковку и наличие бонусных призов с вас могут содрать двойную цену. Ещё одна возможность для работников получить премию за сбагривание плохо расходящегося товара.
Помощь спешащему покупателю. Клиент нетерпеливо переминается у кассы, поглядывая на часы, ему любезно упаковывают покупки, но вот чек, какая жалость, придётся подождать. Всего минут 10. Конечно, клиент машет руками и, заплатив названную кассиром сумму, убегает с покупками. А помощники остаются с "чаевыми".
Вынос неоплаченного товара. Любезный кассир не пробивает один из выложенных на ленту товаров, и на выходе срабатывает сигнализация. Вас хватает охрана и угрожает судом, тюрьмой и вечным отлучением от магазина, если вы не заплатите 3-4-кратную стоимость "украденного товара". Навар идёт в карман охранников и кассира.
Потеря товара при упаковке. Как приятно, когда есть специальные сотрудники, упаковывающие покупки. Только иногда мелкие (особенно если они недешевые) покупки закатываются и прячутся под приготовленные пакеты, а вы их безуспешно ищете дома. Своеобразные чаевые "натурой".
Елена РЫБНИКОВА, сотрудница московского супермаркета:
- ЕСЛИ честно, конечно, есть сотрудники, которые подзарабатывают на клиентах. Положили рядом с кассой листочек с кодами и провели незаметно сканером, пока покупатель упаковывает гору продуктов в пакеты. Люди, оставляющие 3 тыс. руб. за раз, не обеднеют от потери 100-150 руб.
Мыльный пузырь - дисконтная карта
ЧАСТО на дешёвых овощах и фруктах, разложенных в расфасованном виде, стоит цена от более дорогого товара. Если на прилавках 8 видов яблок, трудно понять, по какой цене выбрали упаковку. А ещё их любят взвешивать вместе с подложкой и толстой плёнкой, и желательно в день прибытия товара, пока он не усох и не потерял в весе.
Ещё один изощрённый способ получить с клиента больше денег - не перегружать его обилием информации. Фактически всегда дисконтные скидки не работают, когда приобретаешь товары с пометкой "товар дня" ("суперцена", "лучшее предложение"). Предупреждение об этом сюрпризе в лучшем случае будет написано микроскопическим шрифтом по краю ценника, в худшем покупатель поймёт подвох, взглянув на чек. Карта с большой фиксированной скидкой может оказаться бесполезной, о чём свидетельствует посещение известной парфюмерно-косметической сети. Там после накопления на карте клиента 77 долларов обещается 30%-ная скидка. Как скромно сказано на сайте компании, по VIP-карте предоставляется скидка на определённые группы товаров. Но найти эти немногочисленные "группы" покупателю непросто. Итоговая стоимость товара может оказаться выше, чем в соседнем магазине, где никакой системы скидок нет.
Алгоритм выживания
Сергей ХОВАНОВ, юрист Московского общества защиты прав потребителей
ЕСЛИ цены в зале меньше, чем на кассе, вы имеете полное право купить товары по меньшей стоимости. Никакие отговорки ("мы не успели переклеить, это старая цена" и т. д.) не принимаются. В публичном договоре купли-продажи, согласно которому работают розничные продавцы, чётко прописано: продавец обязан передать товар на тех условиях, которые указаны на ценнике.
ЕСЛИ вы обнаружили в чеке товары, которые не приобретали, решить проблему быстро можно только не отходя от кассы. Обнаружили переплату за пределами магазина - всё зависит от доброты кассира и политики компании. Одни вернут деньги, другие заявят, что вы обманщик. Всё равно нужно требовать разбирательства - вызывать главного по смене, руководство, делать запись в жалобной книге. Предложите привести свидетелей или поинтересоваться записями видеокамер.
ЕСЛИ вы заплатили дважды (кассир сказал, что деньги с вашей карты не снимаются, и взял наличные), сделайте распечатку со своего счёта, возьмите чек и предъявите эти документы в магазине. Если кассовый чек уже выкинут, придётся требовать контрольно-кассовую ленту.
ЕСЛИ вас обвиняют в выносе товара, вызывайте милицию. Охрана не имеет права обыскивать вас и ваши вещи, она может только задержать вас до прихода сотрудника правоохранительных органов. Именно милиция должна составлять протоколы, собирать свидетельские показания.
Из личного опыта
МАНИПУЛЯЦИИ с разной ценой в зале и на кассе приобретают вселенский размах. Сужу по "Арбат Престижу" в Бибиреве. Хотела купить помаду, но, пока дошла до кассы, тюбик подорожал на 25 руб. Вызванный администратор долго перебирал стопку ценников на одну и ту же помаду и горестно жаловался, что цены меняются по несколько раз на день, поэтому и путаница.
Л. К у з ь м и ч ё в а
КАЖДЫЕ выходные закупаю в "Рамсторе" на Севастопольском проспекте продукты на всю неделю. И через раз - неприятный сюрприз на кассе. Часто продукты, над которыми красуется яркая надпись "Акция" (мол, налетайте, подешевело), только рекламируются как выгодная покупка, а на самом деле никаких суперцен на данные товары не существует. Кассир монотонно объясняет, что работники зала не успевают приводить бумажные ценники в соответствие с данными в компьютере, а на надпись "Акция" лучше не обращать внимания. С подобным обманом сталкиваюсь постоянно, не важно, что покупаю - молоко, мандарины или мясо.
В. Б у р м и с т р о в
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.