Давно не лечебная

   
   

Столица оказалась в центре водного скандала. ТУ Роспотребнадзора по Москве потребовало изъять из продажи как не соответствующую требованиям безопасности сначала всю минеральную воду "Боржоми", потом "Набелави".

Столько воды быть не может

ИНТЕРЕСНЫЙ факт: на качество минералки и огромное количество подделок под "Нарзан", "Боржоми" и "Ессентуки" москвичи начали жаловаться не этой весной, когда скандал превратился в политический театр, а достаточно давно. Например, ещё в 2001 г. Министерство РФ по антимонопольной политике вместе с Госстандартом и МВД устроили проверку продавцов, поставщиков и изготовителей, занимавшихся товарами, в маркировке которых было магическое слово "Боржоми". По данным рейда пятилетней давности, "более 43% обследованной продукции направлялось в продажу с нарушением законодательства. В сопроводительной документации не содержались данные о местонахождении изготовителя, группе воды и её назначении, номере скважины". На многих вообще не было предупреждений о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях. Почему же тогда воду не запретили? Значит, по крайней мере уже пять лет мы пили и продолжаем пить некачественную лечебную минералку!

Занимаясь этой проблемой, мы вообще выяснили уникальный факт. Оказывается (секрет нам открыл Сергей Перепадя, специалист Федерального агентства по недропользованию), "в России нет системы учёта добычи минеральных вод". Из этого следует простой вывод - если нельзя сравнить данные по добыче с объёмом минералки, поступающей на рынок под флагом "выкачано из российской земли", нельзя и определить, сколько процентов продукции является подделкой под известные марки. Поэтому-то никого не интересует вопрос: а есть ли в природе столько воды, сколько всё разливают и разливают по бутылкам? Ещё один факт. Реализуемая в столице "живая вода" часто не проходит никаких проверок ни в одном из институтов курортологии РФ, хотя на этот счёт имеется приказ Минздрава России от 16.09.03 N 445 "Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий". Апрельский рейд Роспотребнадзора по Москве показал, что 98,6% проб грузинской минералки не отвечает установленным требованиям. В некоторых ёмкостях была вода, которую назвать минеральной язык не повернётся. Полагаться на этикетку и солидность магазина не стоит, фальшивка может очутиться где угодно. И в респектабельном магазине за водопроводную воду ещё попросят заплатить в полтора раза больше, чем в дискаунтере.

А скважина чья? Да ничья!

НАШЕСТВИЕМ подделок озабочены и легальные производители, ведь часто именно на их голову сыпятся упрёки в низком качестве товара. В столице проходил "круглый стол" на тему "Борьба с контрафактом и подделкой минеральной воды", участники которого сетовали на массу проблем. Например, как доказать факт подделки? В лабораторию минеральных вод Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности поступает "мутная" минералка. В банке данных института больше 700 наименований минеральных вод России и стран СНГ, но изобличить фальшивку непросто. "Приготовленные искусственным путём воды по основному ионному составу могут не отличаться от природных, являясь вместе с тем подделками, - рассказывает зам. заведующего лабораторией Ольга Буткова. - Происхождение воды в таком случае можно определить по специфическим компонентам, но только если в технической документации на розлив есть упоминание о наличии специфических микроэлементов". Коммерсанты судятся за обладание исключительным правом на товарные знаки и наименования места происхождения товаров (НМПТ). Полгода назад было зарегистрировано 39 НМПТ. Названием "Ессентуки" официально пользуются 13 компаний, "Горячий ключ" - 12, "Краинская" - 6. Но сотни фирм, никак не зарегистрированных, штампуют бутылки и не несут никакой ответственности. Карательных органов, которые занимались бы подпольщиками, нет. Как нет и организации, куда бы стекались все факты производства и продажи минералки, факты подделок и сведения об обладателях законных прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому совершенно безнаказанно можно заработать на потребителях не один миллион. Причём на нашем с вами здоровье.

Галина ШЕЙКИНА

Из одного нам шланга льют

В ДЕПАРТАМЕНТЕ экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ подтвердили, что случаев подделки лечебно-столовых вод в последнее время выявлено много. "Цеха по изготовлению контрафактной газировки мы обнаруживаем в подвалах, ангарах и складских помещениях, - рассказывает пресс-секретарь столичного УБЭП Филипп Золотницкий. - В обычную водопроводную воду добавляют "по вкусу" соду, йод и различные соли. По нашим данным, в последнее время наибольшей популярностью у пиратов пользуются грузинские воды, а именно "Боржоми", однако встречаются и другие наименования - например "Новотерская целебная". Многие из задержанных "водяных пиратов" - мигранты. У них хорошо налажены контакты с производителями пластиковой тары. По предварительному заказу изготавливаются бутылки любой формы и размера. А этикетки, пробки и прочие аксессуары практически неотличимы от настоящих".

А сотрудник УБЭП Дмитрий Ш. считает, что водяной бизнес - один из самых доходных в области контрафакта продовольствия: "Подделка минералки не требует особых вложений. Исходный материал - вода - течёт из водопровода. Мы не раз "накрывали" цеха, где 2-3 гастарбайтера за день выдавали "на-гора" тысячи литров газировки. Проще всего махинаторам иметь дело с лечебно-столовой водой. Если минералка без газа имеет отличимый вкус и, чтобы подделку покупали, исходный материал необходимо хотя бы фильтровать, то лечебная сильно газируется, нормативы допускают даже присутствие осадка. Чтобы отличить настоящую воду, специалисты советуют искать на этикетках точные данные, из каких именно скважин взята минералка. Но пираты уже давно на этикетках лепят непонятные номера и адреса месторождений. Когда на стеклянные бутылки "Боржоми" стали наносить оленёнка, пираты договорились с пунктами приёма стеклотары. По идее, бутылку с оленем вообще не должны принимать. Однако на практике не только берут, но и дают за них на несколько копеек больше. Тару закупают на свалках и помойках, где её сортируют бомжи. Хорошо, если перед тем как залить внутрь содержимое, бутылки хотя бы помоют. В столичных магазинах и, к примеру, в магазинах Звенигорода, Одинцова и Голицына, несмотря на запрет, "Боржоми" до сих пор продают, потому что, пока бутылки не кончились, пираты продолжают её разливать".

Дмитрий считает, до трети воды, продаваемой под маркой лечебной в магазинах столицы и области, - подделка, а еще треть - минералка, но не настоящая, а искусственная. Милиционеры много раз сталкивались с тем, что в одном помещении пираты разливали в бутылки с различными этикетками одно и то же содержимое. На линию вставали наименования, на которые приходил заказ из торговых точек, - "Ессентуки", "Новотерская", "Архыз", "Нарзан", "Кармадон" и др.

Георгий АЛЕКСАНДРОВ


Сергей РЯБИНИН, гастроэнтеролог:

- С ЛЕЧЕБНОЙ водой в принципе следует быть осторожным. Например, в "Ессентуках-17" присутствует большое количество солей, которые при длительном и частом употреблении могут представлять опасность для людей с предрасположенностью к мочекаменной или желчно-каменной болезни. То есть у людей будут быстрее образовываться камни. Лечебную воду можно пить только после врачебного осмотра и проведения анализов. Но если пациент употребляет поддельную минеральную воду, последствия могут быть самые неприятные. Представьте, сколько солей могут на глазок намешать в воду мошенники. От такой гремучей смеси у людей, предрасположенных к образованию камней, резко увеличится число рецидивов. Кроме того, такие производители не обращают внимания на гигиенические требования к производству воды, результатом такой небрежности могут стать и инфекционные, и кишечные заболевания.

Смотрите также: