Оптовый понедельник

В понедельник на Черкизовском рынке прогремел взрыв. Пострадало более 50 чел. В последнее время на столичных рынках можно купить не только одежду и обувь, но и собственную смерть.

ЧЕРКИЗОВСКИЙ состоит из 10 отдельных рынков, у каждого из которых - свой владелец. Взрыв произошёл на "приграничной территории" - в кафе, разделяющем территорию рынка "Евразия" и торговые ряды, принадлежащие компании "АСТ". В 10.34 раздался взрыв - рвануло безоболочное взрывное устройство, запрятанное в хозяйственную сумку. Многие... подбежали к месту ЧП, пытаясь понять, что случилось. И в этот момент раздался ещё один взрыв: взлетел на воздух газовый баллон, на котором в кафе готовили еду. На мгновение в воздухе "зависли" кастрюли, тарелки, ботинки, части человеческих тел. Потом рухнула крыша. Люди наконец-то поняли, что произошло, тут же возникли паника и давка. Кареты "скорой помощи" сигналили у въезда. Очумевшие от страха люди мешали машинам проехать.

Итог печален: пострадали 47 чел., ещё 8 погибли на месте (среди них 1 ребёнок), двое скончались по дороге в больницу. Буквально сразу же следственная группа обнародовала результаты экспертизы - безоболочное устройство, эквивалентное 1,2 кг тротила.

Логичен вопрос: почему трагедия случилась в понедельник - традиционно оптовый на всех столичных рынках?

Наша газета не раз писала о том, что среди хозяев столичных рынков выяснение отношений при помощи поджогов, взрывов и убийств стало традицией. Особенно "показателен" в этом плане Черкизовский куст, его лихорадит последние 4 года. В 2002 г. здесь выгорело около 100 м2 торговых помещений, в 2004 г. сгорел двухэтажный торговый павильон, в 2005 г. "красный петух" тут "кричал" 4 раза: сначала превратились в пепел 30 павильонов и склад с электробытовой техникой, затем пламя поглотило значительную часть центра ремёсел "Вернисаж", в мае от огня пострадали торговые ряды, в сентябре сгорел склад... Что заставляет подпускать конкурентам "красного петуха"? Как считают эксперты - борьба за место перед закрытием к 2007 г. подавляющего большинства рынков. Мест становится мало, а желающих получать барыши в гигантских объёмах наличных денег - много. Поджог становится орудием "недружественного вытеснения". В статье "Рынки горят" (см. "АиФ-Москва" N 13 за прошлый год) столичный оперативник рассказывал о проблемах как раз Черкизовского куста: "К нам не раз приходила информация: в связи с планами закрыть Черкизовский рыночный куст бизнесмены ищут новые территории для торговли. Заинтересованы в этих площадях и восточные ОПГ, "крышующие" Черкизовский рынок. Лично мне известно о нескольких десятках угроз поджога, которые получали торговцы".

И вот рынок взорвали. Свидетели утверждают, что нынешняя трагедия не может быть результатом конфликта между простыми торговцами: "Я работаю на рынке "Новый АСТ", - рассказывает азербайджанец Нури. - Раненых и убитых было много. Прямо передо мной лежало 4 сильно пострадавших тела, а с рынка напротив вынесли 2 детских трупа". "Я стоял примерно в 10 метрах от места взрыва, - рассказывает другой свидетель трагедии Джамшет. - От осколков меня загородили несколько стоявших рядом человек. У многих из них оторвало руки и ноги. Сразу после первого взрыва пространство вокруг заполнилось кричащими и визжащими людьми и изодранными телами. Через некоторое время произошёл второй взрыв - в кафе рванул баллон с газом. Но я уже успел отползти".

То, что подгадали под понедельник - день оптовой торговли, - говорит в первую очередь о том, что удар был направлен именно на коммерсантов. Но не на какого-то определённого человека, а на всех сразу. "Я видел, как какой-то бородатый мужчина оставил у кафе, расположенного между двумя рынками, то ли сумку, то ли чемодан и стал быстро уходить, - говорит Джамшет. - Когда его окликнул бригадир грузчиков, бородатый побежал. При этом к нему присоединились ещё несколько человек. В это время и произошёл первый взрыв. Один сбежал, но троих задержали и сдали в милицию". По словам рыночных продавцов, в кафе, рядом с которым сработало взрывное устройство, стояло примерно 10 столиков и там питался персонал двух соседних рынков.

"Рынки сосуществуют бок о бок уже много лет, - рассказывает сотрудник ЧОПа "Щит", обслуживающего рынок "Новый АСТ", - торговцы давно притёрлись друг к другу. Есть коммерсанты, которым принадлежат торговые места сразу на двух рынках. Говорят, что хозяева "Евразии" и "Нового АСТа" поддерживают приятельские отношения - оба выходцы из Азербайджана. Между торговцами бывают конфликты, скажем, охрана второго рынка иногда просит деньги за разрешение провести товар через свою территорию, но до прямой конфронтации дело не доходит. Думаю, взрыв выгоден каким-то более высокостоящим силам. Время от времени ходят слухи, что или наш, или соседний, то ли сразу оба рынка закроют, а территорию отдадут новым хозяевам под постройку многоэтажного корпуса".

Ведь земли в Москве под строительство всё меньше и меньше...


Марина ДМИТРИЕВА, сотрудник Московской службы психологической помощи:

- На месте трагедии работали 5 наших психологов. Пострадавшие и очевидцы находились в состоянии сильного шока. Но самое страшное начнётся позже для родственников и близких погибших, когда они пойдут опознавать тела. И для всех остальных, когда состояние шока сменится страхом. После крупных ЧП к нам всегда звонят люди - москвичи уже боятся посещать массовые мероприятия и спускаться в метро. Вполне возможно, скоро они начнут бояться ходить по магазинам и на рынок.

Смотрите также: