В течение двух недель у меня и ещё троих сотрудников нашей редакции приключились проблемы с автомобилями. Причём симптомы одинаковы: машина "не тянула", а двигатель работал с рывками и перебоями. В итоге пришлось гнать железных коней в ремонт.
"ГДЕ заправлялись? В Подмосковье? Ну, тогда понятно..." Приговор сотрудников автосервиса: на АЗС залили некачественное топливо. Пришлось заплатить значительную сумму за чистку инжектора. Механики объяснили, что некондиционный бензин является причиной не только мелких, но и весьма крупных поломок (см. схему). И что убивающий наши машины бензин можно залить и на столичной заправке. Откуда берётся это дерьмо и почему его вдруг стало так много?
Откуда берётся
"ПРАКТИЧЕСКИ все российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) строились в советские времена, - рассказывает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА). - Глубина переработки нефти на них низкая. Технологически НПЗ предназначались в первую очередь для выпуска мазута, ведь бензин тогда не был так широко востребован".
По словам Сергиенко, сегодня в России высокооктановое топливо на заводах производят не путём дополнительной перегонки (как делают в США и Европе), а с использованием присадок, повышающих октановое число. Чаще всего "прямогонный" бензин смешивают с присадками на основе свинца (очень вредный для человека тетраэтилсвинец), ароматических аминов (с этиловой жидкостью получается этилированный бензин, официально запрещённый для использования на территории РФ), металлосодержащего органического вещества ферроцена, марганца и т. д. Такое топливо недотягивает до необходимых для "нежных" иномарок параметров качества. А нефтяные компании не вкладывают деньги в строительство новых заводов и серьёзную модернизацию старых.
Несколько лет назад были отменены советские ГОСТы на бензин. Сегодня любой желающий может выпускать топливо по собственным ТУ (техническим условиям). Закон обязывает владельцев АЗС предоставлять автолюбителям по требованию документы, где указано, по каким стандартам сделан бензин. Но колонки, продающие "левое" топливо, всегда имеют про запас "правильные" бумаги. "Лишь треть АЗС в Московском регионе принадлежит крупным нефтяным компаниям, - объясняет Сергиенко. - Серьёзным игрокам выгоднее экспортировать свою продукцию за рубеж, чем продавать её здесь. Даже если на колонке стоит громкое имя известной фирмы, это не значит, что там наливают сделанный этим производителем бензин. АЗС может купить бренд. Хотя обычно договор франшизы обговаривает условие, что топливо будет предоставляться именно данной компанией, нередко розничному торговцу отказывают в поставках. А торговать чем-то надо!"
Почему так много
ПУСТОТЫ на бензиновом рынке сразу заполняются. "Всю продукцию, выпускаемую НПЗ, можно разделить на две категории, - рассказывает Евгений Аркуша, вице-президент Российского топливного союза (РТС). - Это нефтепродукты, облагаемые и не облагаемые акцизами. Первая - автомобильные бензины и дизельное топливо, величина акцизов в цене которых достигает 20-25 %. Вторая - нефтепродукты, не предназначенные для использования в качестве топлива. Производство "левого", некондиционного бензина осуществляется из нефтепродуктов, не облагаемых акцизами - технического бензина, бензина для промышленных целей и др. так называемых бензиносодержащих веществ. И именно в разной стоимости конечного продукта - кондиционного или некондиционного топлива, обусловленной величиной акциза, и кроется выгода производства и реализации "левака". Такой бензин нужно как можно быстрее реализовать, пока он не распался на составляющие. Стоит он значительно дешевле настоящего. Когда на рынке возникает спрос, повышаются оптовые цены на горючее - некоторые владельцы АЗС начинают приобретать "левак" и продавать на рубль-полтора дешевле нормального.
Этот вид бизнеса крайне выгоден. По данным РТС, в среднем по России некондиция достигает 30-40%! В Москве меньше - 5-7. Но уже за МКАД эта цифра увеличивается в разы. В Подмосковье большая, чем в столице, плотность заправок, больше и конкуренция. Разница в цене литра на рубль даёт серьёзные шансы увести клиентов у соседей. А доказать потом, что именно топливо, залитое на дешёвой колонке, стало причиной поломки машины, крайне сложно.
Подорожание бензина, ставшее в последние месяцы явлением постоянным, приведёт к тому, что доля "палёного" топлива на АЗС будет расти. Наша газета уже писала, что, по статистическим исследованиям, до трети автомобилистов вынуждены будут отказаться от использования машин, если цена горючки перевалит 20 руб. за литр. Именно они и являются той группой, на которую рассчитывают бароны чёрного топливного рынка. По данным МТА, в 2005 г. в Московском регионе реализовали около 7 млн. тонн бензина. Если учесть, что в среднем 7% от этой цифры приходится на "левый" бензин и солярку, а на каждом литре "бодяжники" заработали по рублю, получается, что их чистый доход составляет 1 млрд. руб. Скорее всего, это лишь нижний предел.
К СОЖАЛЕНИЮ, определить на вид, цвет или вкус качество бензина не сможет даже профессионал-нефтяник. Поэтому единственный способ максимально обезопасить себя от заправки "леваком" - заправляться на одной и той же знакомой АЗС. Наиболее качественное топливо обычно разливают на заправках, входящих в сети крупных нефтяных компаний, которым важен имидж. Отличить их от коллег, которые купили бренд, можно, либо изучив документы, либо прочитав название коммерческой структуры на кассовом чеке.
Евгений АРКУША, вице-президент РТС:
- ФАКТИЧЕСКИ в стране сегодня не существует организации, отвечающей за контроль топлива в сфере обращения. Кроме того, проверками и санкциями решить проблему невозможно. Прежде всего, необходимо устранить экономическую основу, влияющую на эффективность производства и реализацию "левого" топлива. Наряду с жёстким контролем на всех этапах обращения, необходимо либо ввести акцизы на все виды продукции НПЗ, либо полностью их отменить и пересмотреть систему налогообложения. Сейчас в Госдуму внесен законопроект о дифференциации величины акциза в зависимости от качества топлива. Чем качественнее будет бензин, тем меньше придётся платить производителю. Это будет стимулировать производство более качественных нефтепродуктов, но не ограничит производство "левого" топлива.
Дмитрий Ш., сотрудник УБЭП:
- ПОСЛЕ того как на прямогонный бензин ввели акциз, в трубопроводы врезают кран и воруют десятки тонн чистой нефти в месяц. Потом из этого сырья на предприятиях изготавливают топливо, отдалённо напоминающее прямогонный бензин. Для производства используют линии, действующие по принципу самогонных аппаратов. Чаще всего такое топливо приходит к нам из республик Северного Кавказа, но есть умельцы и в средней полосе России. Точное количество подобного горючего на рынке оценить сложно. Ведь сегодня любой желающий может зарегистрировать фирму и официально открыть маленький заводик по перегону бензина по собственным ТУ. Число такого горючего, поставляемого в столичный регион, составляет сотни тонн.