77

Нам кризис не грозит?

С НАЧАЛА года мировые цены на нефть выросли на 43%. Европу трясет от протестов против непомерной дороговизны топлива, США спокойно переваривают новые цены.

ЗАПАДНЫЙ мир проходит испытание под названием "За все хорошее надо платить". Если предыдущие скачки цен были связаны с политикой ("нефтяным эмбарго" в начале 70-х, иранской революцией в начале 80-х, войной в Персидском заливе в начале 90-х), то нынешний - плата за экономический рост западных стран. И особенно США. За последние три года потребление нефти в мире выросло с 50 млн. баррелей (баррель - 159-литровая бочка) до 70-76 млн. ежедневно. Производство нефти не поспевает за аппетитами преуспевающих стран. Именно осенью "рвануло" потому, что это время и уборки урожая, и закладки топлива в хранилища на зиму.

Но заплатить за свое процветание по карману лишь США.

Впрочем, страны-нефтепроизводители - члены ОПЕК (11 стран) - считают, что все справедливо: богатые страны должны делиться с бедными. Тем более что им достается лишь 16% от розничной цены на нефтепродукты. Львиная доля - до 70-80% - приходится на налоги в странах-потребителях. За счет их поддерживается высокое качество жизни западного жителя. Например, в Германии 5 млрд. марок экологического налога на горючее пойдут в этом году на социальные дотации.

Власти европейских стран оказались перед выбором: уменьшить налоги и уровень жизни или разорить мелкие и средние транспортные фирмы?

Во всем виноват... Геращенко

НЕ УСПЕЛИ мы порадоваться нефтедолларовым рекам (правда, львиная доля идет на выплату внешних долгов), как и у нас поползли вверх цены на бензин. Смена ценников на АЗС беспокоит не только автомобилистов. До 25% в цене любого ходового товара приходится на транспортную составляющую. То есть удорожание бензина на 10% прибавляет к цене хлеба или колбасы 2,5%.

То, что внутренние цены на нефть (соответственно и бензин) потянулись за мировыми, понятно. Ведь даже после уплаты таможенной пошлины экспортная цена на нефть выше внутренней почти на 50%. Нефть выгодно не то что по трубе гнать - на грузовиках вывозить. А обязательства у наших нефтедобытчиков только перед армией и сельским хозяйством.

И все же, по мнению председателя экспертно-консультативного совета при Минэнерго Эдуарда Грушевенко, главная причина роста цен - печатный станок, иными словами, банальная инфляция. С начала года наш валовой внутренний продукт вырос на 4-5%. А денежная масса - на 40%.

И дальше, по мнению эксперта, рост цен в большей степени зависит от главы ЦБ В. Геращенко, чем от нефтяников.

Так что если Европа мучается из-за того, что производит и потребляет все больше, мы - от того, что у нас лучше всех работает печатный станок.

Кроме того, осталось не так уж много до нового года. С 1 января акциз на бензин увеличится втрое. Правда, при этом уйдут другие налоги. В итоге налоговое бремя увеличится лишь на 1% (так говорят в Минэнерго). Однако уже сейчас срабатывает чисто психологический фактор: продавцы бензина зациклились на трехкратном росте акциза и под это поднимают цены.

Несмотря на то что бензин подорожал, во многих регионах его не хватает. Но и здесь причины не в пикетчиках у НПЗ. Они чисто российские. Бензина нет, как правило, в дотационных районах. Из казны вовремя не перечислили деньги. Бензин же везут туда, где за него платят.

Что же дальше? В Минэнерго уверяют, что топлива в стране достаточно. А значит, и резкого роста цен не будет. Производство нефтепродуктов для внутренних нужд увеличилось в этом году на 5%.

Но, успокаивая автовладельцев ростом производства, в министерстве дают понять, что в резерве - административные меры. Если цены "зашкалит" за 8,5-9 руб. за литр, компаниям ограничат доступ к экспортной трубе.

Есть у правительства в резерве и еще одна мера - ввести так называемые балансовые задания по поставкам бензина на внутренний рынок.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно