Примерное время чтения: 5 минут
144

Кто готовит бензиновый кризис?

Бензин в России скоро закончится. Его придётся ввозить из-за рубежа. И цена в 25-30 рублей за литр покажется нам цветочками!

КАК такое может случиться в стране, занимающей второе место в мире по добыче нефти? Всё дело в том, что за последние двадцать лет в России не появилось ни одного нового крупного нефтеперерабатывающего завода.

Запас - пять лет

ВСЕГО таких предприятий у нас 25. Примерно две трети из них было построено до 1960 года. Последним запущенным в СССР стал Ачинский НПЗ - он начал работать в 1982 году. С концом эпохи Брежнева в стране закончилась эпоха нормального автомобильного топлива.

Сегодня картина удручающая. Примерно 95% оборудования на этих заводах эксплуатируется более 10 лет. Половина предприятий вообще не имеет мощностей для глубокой переработки нефти - производства 92-го, 95-го и 98-го бензина.

"Вот и считайте, - говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Сегодня в России добывается 460 млн. тонн нефти, больше половины (примерно 260 млн. тонн) вывозится за рубеж. Из оставшихся 200 млн. мы получаем лишь 110 млн. тонн нефтепродуктов". Иными словами, из тонны "чёрного золота" выходит всего 160 литров бензина. Для сравнения: в Европе получается 230-250 литров, в США - 430-450 литров. То есть нефтяная промышленность в нашей богатейшей стране вдвое хуже, чем в тех странах, где своей нефти нет!

"Наша нефтепереработка - одна из самых отсталых в мире. А хозяева нефтяных компаний не торопятся вкладывать деньги в модернизацию производства. Они в этом не заинтересованы", - признаёт председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев.

Ещё десять лет назад такой проблемы и в помине не было. "Жигули" и "Волги", из которых и состоял весь автопарк страны, спокойно "бегали" на 80-м и даже на 76-м бензине. Этого низкопробного топлива и сегодня с избытком. А вот высоких марок бензина - Аи-95 и Аи-98 - дефицит.

По прогнозам Федерального дорожного агентства, к 2015 году легковых машин в нашей стране станет в полтора раза больше - примерно 42 млн. штук. Основной рост, по-видимому, произойдёт за счёт иномарок. А иностранные машины с хорошими двигателями и экологичной системой выхлопа нужно "кормить" качественным бензином. А где его взять?

"Сегодня в России производится примерно по 31 литру топлива в неделю на каждый автомобиль. А через 8-10 лет будет производиться не более 19 литров. Дефицит мы почувствуем уже к 2010 году. Придётся либо покупать бензин за рубежом, либо ограничивать его продажу. И в том, и в другом случае топливо сильно подорожает", - утверждает представитель крупной нефтяной компании.

Как всегда, россиян заранее начинают готовить к значительному повышению цен на бензин. Но ведь по стоимости литра горючего мы уже обогнали США и догоняем Европу. И это при том, что своей нефти у них почти нет!

У нефтяников один ответ - снизьте налоги

ПОЧЕМУ ЖЕ при высоких ценах на нефть и миллиардных прибылях олигархи практически не вкладываются в нефтепереработку?

"Сегодня заводам выгоднее продавать 80-й бензин, потому что акциз и налоги на него маленькие. А на Аи-95 и Аи-98, наоборот, высокие. То есть государство как бы говорит: "Ребята, оставайтесь технически отсталыми и не развивайтесь!" - отвечают на это нефтяники.

"Обсуждались различные меры, как улучшить переработку. Пока сошлись на том, чтобы снизить пошлины на импорт иностранного оборудования для НПЗ. Для начала отменили пошлины на 9 месяцев. Посмотрим, поможет это или нет", - говорит Г. Сергиенко.

Однако, по мнению эксперта, сегодня антигосударственные интересы бизнеса и чиновников очень удачно совпадают. При высоких мировых ценах на нефть компаниям гораздо выгоднее вывозить сырьё и полуфабрикаты, а не перерабатывать их. А государство получает свою прибыль в виде высоких пошлин и налогов. Так что все они не слишком заинтересованы в модернизации заводов.

На самом же деле, если бы владельцы нефтяных компаний не пожалели денег на переоснащение своих предприятий, они смогли бы продавать за рубеж ещё больше: не 260, а 300 млн. тонн. Ведь на новом оборудовании переработка стала бы более экономичной и в бензин превращалось бы не 60% сырья, как это сейчас происходит, а все 90%. Значит, из меньшего количества нефти можно было бы получать такое же, как сегодня, количество бензина и дизтоплива.

Но для этого сначала нужно потратиться. По подсчётам экспертов, модернизация одного завода обходится в полтора миллиарда долларов. Всего на реконструкцию российских НПЗ придётся потратить около 15-20 миллиардов долларов.

Такие деньги у компаний есть. Просто у большинства из них нет желания вкладывать средства в развитие производства. Проще поднять цены на бензин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно