ПРИ ПОДВЕДЕНИИ итогов конкурса "Менеджер года-2002" независимое жюри под руководством почетного председателя Совета Федерации РФ Егора Строева объявило одним из победителей генерального директора завода микролитражных автомобилей (ЗМА в г. Набережные Челны) Васила КАЮМОВА. А ведь всего несколько лет назад стоял вопрос о полном банкротстве этого предприятия, выпускающего недорогой и экономичный российский автомобиль "ОКА".
- КАКИХ успехов должен был добиться завод, чтобы жюри выделило вас как менеджера из двух тысяч других кандидатов?
- Меня выдвинуло на этот конкурс Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан. Насколько я понимаю, причиной такого выбора послужил резкий рост динамики развития нашего завода. Если еще в 2000 году на ЗМА "висели" миллионные долги, то в 2001 году мы получили более 4 миллионов рублей прибыли, а в 2002-м эта цифра достигла уже 150 миллионов.
- Вы руководите ЗМА 5 лет. Что вам удалось изменить на заводе за эти годы?
- Мы ушли за два года с 90 процентов работы по бартеру к 100 процентам реальных коммерческих продаж. К тому же по сравнению с 1998 годом в 2 раза увеличились объемы производства. 5 лет назад завод выпускал 19 тысяч автомашин, а в этом году мы вышли на 40 тысяч.
- Вы уверены, что россиянам сегодня необходимо столько вашей продукции?
- "ОКА" сейчас очень востребована на современном российском авторынке. Около 30% продукции у нас закупает государство на нужды управлений социальной защиты. Поскольку наши инженеры разработали специальные модели для инвалидов, такими автомашинами могут пользоваться даже люди, лишившиеся руки или обеих ног. Но это не значит, что мы ориентируемся только на социальную сферу. "ОКА" хорошо продается не только в России, но и за рубежом. Ведь "ОКА" - это настоящий городской автомобиль, идеально подходящий для Москвы, Питера и других мегаполисов. А машина любого из наших конкурентов стоит минимум в 2 раза дороже.
- Тем не менее у многих автолюбителей были претензии к вашему детищу. Например, нарекания вызывало качество окраски.
- Такие проблемы действительно были. Однако благодаря введенной в этом году в эксплуатацию линии окраски немецкой фирмы "DURR" и использованию эмалей и красок лучших зарубежных фирм мы можем гарантировать, что покрытие автомобиля сохранится в целости 3-4 года, а не 1-2, как раньше. Следовательно, машина не будет подвергаться коррозии.
- Ждут ли "ОКУ" другие конструктивные доработки и новшества?
- Сейчас мы рассматриваем возможность установки различных вариантов двигателей. Вскоре завод начнет выпускать автомобили с системой электронного впрыска. Мы уже заменили руль, который не проходил по современным требованиям правил травмобезопасности, на более совершенный, а сиденья стали комфортнее и прочнее, что добавило пассажирам "ОКИ" удобства и безопасности. Для улучшения интерьера и экстерьера мы плотно работаем с тюнинговыми фирмами. Это позволит сделать наш автомобиль привлекательным для потребителей, которым нужен второй автомобиль для повседневной жизни, то есть для людей отнюдь не бедных. А кроме того, это еще и автомобиль студенческий, женский, молодежный. Вот тогда о владельце "ОКИ" будут думать как о человеке, который выбирает для себя оптимальный вариант и умеет считать деньги.