БОЛЕЕ полувека тому назад американский инженер и предприниматель Генри Форд успешно решил классическую задачу из области бизнеса: зарплата - выпуск продукции. В 1915 г. он ввел на своих заводах самую высокую в стране дневную ставку заработной платы - 6 долл. Одновременно с этим он начал систематически снижать цены на свои автомобили и довел их до уровня самого дешевого автомобиля Америки.
Через семь лет после начала этого эксперимента, который мог бы вполне закончиться и крахом, фирма "Форд моторз" произвела и выпустила в продажу 1 млн. 250 тыс. автомобилей. Напомним, что это происходило в 1922 г. (сегодня, 70 лет спустя, наш гигант ВАЗ выпускает в год 800 тыс. автомобилей). Этот ход Форда привел к тому, что более двух десятков лет он безраздельно господствовал на рынке автомобилей Америки. Это была победа разума человека во имя блага человека.
Элементарных основ экономики производства не понимает наше правительство или некоторые его члены. Как иначе можно объяснить безудержный рост выплаты незаработанных денег за последние два-три года?
Этот процесс приводит и к развалу потребительского рынка и к падению нравов, стимулов труда и темпов роста производства. Спрашивается, зачем я буду напрягаться и работать быстрее, если мне и так платят больше за ту же работу, которую я делал вчера?
Что касается производительности труда, то в нашей автомобильной промышленности один работающий производит в год 5 - 6 легковых автомобилей (ВАЗ, АЗЛК). На американских автозаводах - 12 - 13, на японских - 35 - 45.
Почему же мы работаем значительно слабее зарубежных коллег? Главная причина - отсутствие действенных материальных стимулов. Вернемся к тому же Форду. Выпустив в продажу для населения 1,25 млн. автомобилей, он получил титул миллионера. Спрашивается, а почему директор завода не может получить вознаграждение в миллион рублей, если он этого заслуживает? Почему кооператор может получить в полном соответствии с законом миллионный доход, а директор предприятия госсектора не может?
Это одна сторона медали. Теперь посмотрим на другую. Тот же Форд, устанавливая высочайшую по тем временам ставку своим рабочим, сильно рисковал своим состоянием, своим будущим. И могло статься, что мы никогда не услышали и не узнали бы этого имени - "Генри Форд, король автомобилей", прогори он со своим экспериментом. Остался бы он обыкновенным банкротом, которых там полным-полно, также, между прочим, как и миллионеров. И здесь мы наблюдаем разницу: их предприниматель-менеджер имеет свободу, право рисковать собой, своим интересом. У нашего директора этого права нет. Попав в кресло директора, он получает "страховой полис" - мандат номенклатуры и пожизненные гарантии личного благополучия. Провалит дело здесь пересядет в другое кресло. Зачем ему рисковать? Отсюда все наши беды.
И. АЛЕКСАНДРОВ, инженер, Москва