Примерное время чтения: 6 минут
135

НА ВАЗе РАБОТАЮТ 1 МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК. ВАЗ - для нас или не про нас?

В последние годы мы, кажется, уже ко всему привыкли, но все равно введенные в декабре новые цены на "Жигули" потрясают. Тут мы уже обогнали "Опель" и "Крайслер" и по стоимости приближаемся к "Мерседесу". Видимо, не найдя покупателей на свою продукцию, весь январь автозавод простоял без работы и только в феврале выдал первый автомобиль. В эти дни наш корреспондент И. МОРЖАРЕТТО встретился с генеральным директором АО "АвтоВАЗ" В. КАДАННИКОВЫМ.

- ПОЛОЖЕНИЕ на автозаводе такое же, как и во всей промышленности, как и во всей нашей экономике. Из-за недостатка комплектующих материалов и изделий, неплатежей пришлось остановить завод на месяц. Плюс накопилось немало дел по ремонту оборудования, перемонтажу его на "десятку". 1 февраля коллектив вышел на работу, и с тех пор очень жесткий график ежедневно выполняется.

Теперь о развитии завода. Представить автомобильную компанию, которая постоянно не обновляет свою продукцию, просто невозможно. Но поставить на конвейер новый автомобиль - на это надо 2 - 2,5 млрд. долл. Централизованных источников сегодня не стало, но, к сожалению, ничего нет пока и взамен. Поэтому мы создали Всероссийский автомобильный альянс, главной задачей которого является постановка в производство нового автомобиля. Причем речь идет о совершенно новой модели -ВАЗ-1116. Это будет пятидверный "хэчбек", маневренный в условиях города и одновременно скоростной (опытная модель, которую я видел, отдаленно напоминает известную итальянскую машину "Фиат-Типо". - И. М.)

- А "десятка" - будет ли она?

- По семейству "2110" сделано примерно 70% инвестиций, и в конце года начнется уже серийное производство. В течение 1995 года мы планируем выйти на проектные мощности с одновременным постепенным вытеснением нашего самого старого автомобиля ВАЗ-2106. ВАЗ-2105, -07, -04, -08, -09, "Нива" и "Ока" остаются, но подвергнутся глубокой модернизации. К примеру, мы уже начали делать удлиненный 5- дверный вариант "Нивы". Кроме того, идут переговоры с фирмой "Дженерал моторз" о производстве в Тольятти модели "Опель-Корса".

Само семейство "десятки" состоит из трех автомобилей: собственно ВАЗ-2110 "седан", ВАЗ-2111 - с кузовом типа "хэчбек" и 2112 - "универсал". Есть несколько вариантов двигателя: обычный карбюраторный, объемом 1,5 л, модернизированный, объемом 1,7 л, и новый, инжекторный на 16 клапанов.

- Очень приятно, что в условиях экономического кризиса вы ставите на конвейер новую модель. Но, простите, зачем она нужна, если цена даже на старую перешла все возможные пределы? Более того, ваш автомобиль, скажем, во Франции уже стоит дешевле, чем в России...

- В том, что мы продаем машины по такой цене, виновата вся наша жизнь. На материалы и комплектующие за прошлый год цены возросли в среднем в 6,63 раза, а на автомобили - в 4,2 раза.

Если сравнивать цены на "Жигули" там и здесь с учетом нашего курса рубля к доллару, то получается, что здесь они выше. Потому что сам курс не отражает действительного отношения рубля к доллару. Там, конечно, наша "девятка" не стоит 10 тыс. долл., но это не потому, что цена разная, а потому, что доллар относительно рубля разный. Действительная покупательная способность его относительно доллара раза в полтора меньше, а такой курс поддерживается правительством искусственно. Кроме того, действительно наши цены в ряде случаев оказываются более высокими, чем на Западе, хотя бы потому, что многие наши заводы работают, как собес.

- И поэтому вы так "надавили" на наше правительство, что оно ввело с нового года чудовищные пошлины на иномарки? Ведь получалось, что дешевле купить новый "Опель" или "Рено", чем "девятку"...

- Во всех средствах массовой информации меня обвиняют, что это моя заслуга - введение этих налогов, лоббирование в правительстве и т. д. Могу сказать, положа руку на сердце, - ни я, ни кто-то еще из членов нашего правления к этому постановлению правительства отношения не имеет. Это обычный фискальный закон, рожденный в недрах Минфина, и налоги, которые планируется получать, должны пойти не на развитие отечественной автопромышленности, а на неизвестные мне цели.

Я же считаю, что отменить ввоз в Россию автомобилей невозможно. У нас сейчас в стране в эксплуатации находятся примерно 15 млн. легковых автомашин. Вся наша промышленность делает в год 900 тыс. автомобилей, из которых 300 продается за рубеж. Таким образом заменяемость автомобильного парка у нас - 25 лет. Это невозможно, никакой автомобиль столько не ездит. И если не ввозить иномарки, наш парк резко "стареет", что приводит к авариям, гибели людей, загрязнению окружающей среды и т. д. Во многих странах замена автопарка напрямую финансируется государством. К примеру, в Греции, где автомобили не производятся, 3 года назад правительство пошло на выделение очень больших средств - и каждый, кто продавал старый автомобиль, мог получить у государства льготный кредит на покупку нового. В итоге автопарк за короткий срок сильно обновился.

Нет такой страны, которая бы не защищала своих производителей с помощью налогов на импорт. Эти защитные меры - где умнее, где глупее - бывают и хуже наших. Но если мы всерьез говорим о рынке и заботимся о наших гражданах, то нельзя ставить вопрос о запрете импорта иномарок. А мы должны работать на внутреннем рынке, как мы работаем на рынке зарубежном, в условиях конкуренции. Для меня это естественный ход событий.

- Правда ли, что после очередного повышения цен завод затоварился "Жигулями", их не берут?

- Нет, это не так. На площадке стоит 1,5 тыс. автомобилей, и со стороны кому-то может показаться, что завод затоварен. Но это, простите, половина дневной выработки. Но, естественно, уровень продаж каждый раз после повышения цен падает. Мы поднимаем цены - и месяц-два все в шоке. А потом спрос выравнивается.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы дали слово В. Каданникову - это его тонка зрения. Однако есть и другие - к примеру, по некоторым данным, к введению новых таможенных пошлин активно "приложили руку" именно руководители АО "ЛогоВАЗ" - В. Березовский и В. Каданников. Таким образом они пытаются привлечь иностранные инвестиции в отечественную автопромышленность. Но инвестиции (если они будут) дадут отдачу через пять лет, а недорогой автомобиль россиянину нужен уже сегодня...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно