Наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с главным конструктором автозавода им. Ленинского комсомола А. СОРОКИНЫМ.
- Александр Евгеньевич, всем известно, что автомобиль в нашей стране был и продолжает оставаться дефицитом. Но зачастую радость от приобретения машины омрачается разочарованием по поводу ее конструктивных недостатков. В частности, есть много нареканий в адрес модели 2141.
- Мы знакомы с этими нареканиями и, начиная со второй половины этого года, начнем выпускать новую модификацию - 2141 - 01. В этом автомобиле будут учтены все отзывы и замечания как наших, так и западных потребителей: в частности, будет увеличен ресурс со 150 до 200 тыс. км, снижен вес и тем самым улучшены его динамические качества, повышена топливная экономичность и т. д.
- И стоить она будет 13,5 тыс. рублей, как было написано в "Правде"...
- Очень может быть, хотя вопрос о цене на новую модификацию "Москвича" еще не решен окончательно. Но скажу сразу, что завод и администрация к этому никакого отношения не имеют. Устанавливает цены у нас Госкомцен, и никто другой. А у завода к этому ведомству тоже есть претензии, поскольку мы сейчас выпускаем убыточный для себя самих автомобиль. Посудите сами: себестоимость модели 2141 - 4200 руб., а оптовая цена, установленная Госкомцен, только 3500.
- А чем вы как главный конструктор сможете порадовать автолюбителей в ближайшем будущем?
- В "АиФ" уже писалось о перспективных моделях АЗЛК. Во-первых, это готовящийся к выпуску в конце этого года "пикап", унифицированный с прицепом. Затем - "седан" с трех-объемным кузовом, дисплеем вместо традиционной приборной доски, электронной бортовой системой контроля.
В содружестве с итальянцами готовится другая модель - "универсал", нечто среднее между автомобилем и микроавтобусом. Эта машина способна перевозить 7 человек либо мелкие грузы.
И наконец, так называемый "тонный фургон" - автомобиль грузоподъемностью до 1 тонны, который поможет разгрузить наши до предела загружённые городские дороги. Это будет совместное производство с Братиславским автозаводом.
- А не получится ли так, что ваше конструкторское бюро будет проектировать теоретически прекрасные модели, а на практике с конвейера будет сходить брак?
- Понимаете, автомобиль - это показатель состояния экономики страны в целом, это результат труда не только рабочих автомобильной промышленности, но и многих других отраслей - легкой промышленности, электротехнической, нефтехимической и т. д. Мы не в состоянии все сделать сами.
А так как многие заводы перешли на хозрасчет, то сегодня с поставщиками работать стало просто невозможно: не хотите - не берите. А то и вовсе отказывают нам в поставках.
- Кстати, возвращаясь к перспективным моделям: многие читатели могут сказать - зачем, мол, нужно тратить деньги на них сегодня, когда не можем насытить рынок и старыми моделями?
- Знаете, сегодня спрос на автомобили настолько высок, что его не смогут покрыть в ближайшие годы все наши построенные и строящиеся заводы, даже если они будут "гнать" старые модели. И для АЗЛК выпуск сегодняшнего "Москвича", а не освоение новых моделей был бы проще и дешевле. Но в таком случае мы рискуем навсегда отстать от наших западных конкурентов, если их можно так назвать.
- А не дешевле было бы закупить полностью какую-нибудь западную марку автомашины, как это сделал в свое время ВАЗ, чем самим что-то изобретать?
- Давно известно, что экономически целесообразнее готовить собственных специалистов, нежели покупать лицензии. Конечно, мы тоже закупаем их, но это касается каких-то отдельных деталей или частей. В целом же об автомобиле речь не идет - это неоправданно дорого. Ведь любая машина модернизируется практически из года в год. Скажем, сейчас в Европе и Америке повышены требования к токсичности. И кто знает, что принесет нам завтрашний день? Что, так и будем покупать лицензии до бесконечности?
- Кстати, о высокой токсичности автомобилей. Я слышал, что это одна из причин, по которой "Москвич" не может выйти на мировой рынок.
- Верно, без комплексной системы впрыска и зажигания, которая обеспечивает малую степень токсичности, нам за границей делать нечего. Этой проблемой у нас в стране никто не занимался. Поэтому мы будем вынуждены закупать эти системы на валюту. Законы, ограничивающие содержание токсичных веществ в выхлопных газах, будут непременно приняты и у нас в стране. Но кроме перечисленных, тогда возникнет и проблема топлива, которое у нас сами знаете, какого качества.
- Читатели спрашивают, что же произошло между АЗЛК и западногерманской фирмой "Новотек"?
- Наш завод подписал контракт на создание команды для участия в открытом чемпионате ФРГ "Формула-3", согласно которому и должно было начаться производство гоночных автомобилей для "Формулы-3" "Тарк-Алеко".
Причины, побудившие АЗЛК сотрудничать с иностранцами, таковы: мы хотели получить и испытать новые конструкторские и технологические решения, проверить надежность новых материалов в экстремальных условиях, чтобы в дальнейшем использовать их в серийном производстве.
- Что же этому помешало? Задача, которую взялся решать наш завод, создавая команду для выступления в открытом чемпионате ФРГ, оказалась достаточно сложной. Ведь подобного ни в практике автомобильного спорта, ни в других видах спорта еще не встречалось А в новом деле, как известно, неизбежны ошибки. К сожалению, не избежал их и наш завод. В частности, недостаточно глубоко и всесторонне был проработан вопрос финансирования данного проекта.
Кстати, наши западные партнеры также не выполнили ряда взятых на себя обязательств - не предоставили финансовые документы, подтверждающие их расходы.
- Мне известно, что общая сумма выплат по контракту со стороны АЗЛК составляет 3,5 миллиона западногерманских марок, но называлась другая сумма - 10 миллионов.
- Я думаю, что определенным кругам выгодно представить в таком свете работу не только нашего, но и других предприятий, пытающихся вести самостоятельную хозяйственную деятельность на внешнем и внутреннем рынках. Делается все, чтобы у людей создалось впечатление: вот как хорошо раньше было, а теперь дали им самостоятельность - и ничего нигде не стало. Так давайте же отберем самостоятельность и будем хозяйствовать по-старому!
С другой стороны: если продолжить разговор о проблемах АЗЛК, то, учитывая сложную политическую обстановку сегодня, результаты будущих выборов, аппарат делает активные попытки освободить место генерального директора. Ситуация тоже, кстати, схожая с попытками снятия вашего главного редактора.
Хочу добавить, что, несмотря на весь шум по поводу "Новотека", сотрудничество завода с этой фирмой продолжается и работа идет.